АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАКСА ВЕБЕРА «ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА»

30 августа 4:12

В данном произведении, немецкого социолога и экономиста Макса Вебера “Протестантская этика и дух капитализма” сравниваются предпринимательские способности представителей капиталистических стран, принадлежащих к различным религиозным верованиям [4].

Он пишет о “несомненном преобладании протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а именно среди высших квалифицированных слоёв рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий”. Он также рассуждает, почему именно протестанты преуспевают в предпринимательской деятельности и зависит ли это только от религии.

М. Вебер заметил, что среди владельцев капитала и предпринимателей главенство занимают протестанты. Оправдание этому он находит почти везде, где капитализм во время своего расцвета мог совершать социальные и профессиональные преобразования [1, 4, 7]. Правда процентное соотношение  протестантов в этих группах превышает их процентное отношение к общему населению, объясняется это теми или иными историческими причинами, а принадлежность к вероисповеданию является не причиной экономического явления, а его следствием. Католики, нашедшие себе место в ремесле больше стараются оставаться ремесленниками, в то время как протестанты стремятся в промышленность, тем самым пополняя ряды квалифицированных рабочих и служащих предприятий [4, 8, 9]. Вебер пришел к выводу, что склад психики, привитый воспитанием, в частности таким, которое обуславливалось религиозной атмосферой, определяет выбор профессии людей и их дальнейшую профессиональную деятельность. Он пытается «проникнуть в сущность того характерного своеобразия и тех различий отдельных религиозных мировоззрений, которые исторически даны нам в различных направлениях христианской религии» [4].

Сам же автор повествует нам о том, что при первой же попытке дать что-то вроде «дефиниции» этого понятия у него начали возникать трудности, связанные с характером исследовательской задачи. Если и существует объект, при котором этому определению можно задать смысл, то это может быть только «исторический индивидуум» (комплекс тех или иных связей в исторической деятельности, объединяющихся в одно целое под углом зрения их культурного значения). Так как такое историческое понятие соответствует явлению, значимым в своей индивидуальной особенности, оно не может быть отделено, а должно быть составлено из отдельных составных частей исторической действительности. Окончательно полное определение объекта Вебер собирается дать не в начале, а в конце своих рассуждений. Вебер обращается к «проповеди» Бенджамина Франклина, который полностью свободен от прямой связи с религиозными представлениями, то есть не влечет за собой никаких благоприятных предпосылок для данной темы. «Его проповедь очень близка «образу американской культуры» Фердинанда Кюрнбергера, этой брызжущей остроумием ядовитой сатире на символ веры янки.» Капитализм, достигший господства в современной хозяйственной жизни, воспитывает необходимых для него хозяйственных субъектов — предпринимателей и рабочих с помощью экономического отбора. Для развития капитализма нужен тот или иной избыток населения, который в свою очередь предоставит дешевую рабочую силу на рынке. Для объяснения «традиционализма» приводится пример — человек не склонен зарабатывать всё большее количество денег, он просто хочет жить так, как привык. Вебер пишет, что «в наше время, при современных политических, частноправовых и коммуникационных институтах, при нынешней хозяйственной структуре и формах производства, «дух капитализма» можно было бы рассматривать как результат приспособления.» Тот, кто не сумел приспособится к условиям, от которых зависит успех в капиталистическом обществе, вскоре терпит крушение или не продвигается по социальной лестнице.

У народов, тяготеющих к католицизму, как и у народов классической древности, отсутствует понятие «Веruf» (призвание). И этическая особенность определенных языков, как и выражение так называемого «германского народного духа» здесь не при чем. Это слово в таком смысле впервые появилось в переводах библии и соответствует духу перевода. В лютеровском переводе Библии это слово впервые встречается в переводе текста из Книги Иисуса сына. Скоро оно обрело современное значение в светских языках всех протестантских народов. Не встречается оно и в проповедях, за исключением Таулера. Новизна этого понятия заключается не только в значении слова, нова сама идея, созданная Реформацией. В этом понятии заключена оценка, согласно которой выполнение долга мирской профессии является наивысшей задачей нравственной жизни человека. «Неизбежным следствием этого были представление о религиозном значении мирского будничного труда и создание понятия «Beruf» в вышеуказанном смысле». Вебер не согласен с тем, что «капитализм как хозяйственная система является продуктом Реформации», он пишет, что уже то, что ряд важных форм капиталистического предпринимательства старше Реформации, показывает несостоятельность такой точки зрения [2, 5, 6].

Носителями аскетического протестантизма, как пишет сам автор, являются следующие четыре направления: 1) кальвинизм «в том его облике, который он имел в ряде западноевропейских стран, где завоевал господство в XVII в.»; 2) пиетизм; 3) методизм; 4) вышедшие из анабаптистского движения секты. Данные направления не являлись изолированными от остальных, отсутствовало их строгое ограничения от неаскетических церквей Реформации. Вебер не согласен с тем, «что наилучшим методом исследования было бы просто игнорировать в изучаемых явлениях как догматическую основу, так и этическую теорию и держаться только нравственной практики» [5]. В своей работе он пишет, что различие в догматических корнях аскетической нравственности изжило себя из-за ожесточенной борьбы. Исконная вера же в эти догматы оставила свой след на всю последующую «недогматическую» этику, и обусловила  то, что лишь знание первоначального идейного содержания этой нравственности позволяет узнать, как органично она была связана с идеей потустороннего блаженства, определявшей внутренний мир наиболее глубоких людей того времени, без этой идеи в то время было немыслимо любое нравственное преобразование, способное оказать серьезное влияние на жизненную практику. Автор вынужден преобразовать религиозные идеи в составляемые из различных элементов «идеально-типические» абстракции, которые редко встречаются в истории. Наиболее важным догматом для кальвинизма считалось учение об избранности к спасению. Но спорили о том, является ли это учение «самым основным догматом» реформатства или лишь «придатком» к нему. В своем труде Вебер задаёт риторический вопрос: «Как тенденция к внутреннему освобождению человека от тенет мира может сочетаться в кальвинизме с несомненным превосходством его социальной организации» и сам же на него отвечает: это превосходство есть прямое следствие  специфической окраски, которую принимает христианская «любовь к ближнему» под влиянием внутренней отъединенности человека, свойственной кальвинистской вере. Такое следствие можно назвать догматическим. Мир существует только для самопрославления Бога. Перед каждым верующим должен был встать один и тот же вопрос: «избран ли я? И как мне удостовериться в своем избранничестве?» Для Кальвина эта проблема не возникала. Он считал себя «орудием» Бога и не сомневался в своей избранности. А на вопрос, как человеку понять, что он избран, у него был такой ответ: «надо удовлетвориться знанием о существовании Божьего решения и постоянным упованием на Христа, которое дает истинная вера» [4].

Вебер отталкивается от богословских произведений, выросших из повседневной душеспасительной практики, чтобы понять связь между основными религиозными идеями аскетического протестантизма и правилами экономических будней.  По Уэсли, великие религиозные движения в свою очередь оказывали наибольшее экономическое воздействие, когда расцвет чисто религиозного энтузиазма не поспевал и были уже позади, когда попытки обрести царство Божье постепенно растворялись в трезвой профессиональной добродетели. «Если вслед за тем утверждается принцип «to make the best of both Worlds», то в конечном итоге, как указал уже Доуден, спокойная совесть становилась одним из компонентов комфортабельного буржуазного существования» [3]. И если та полная интенсивной религиозной жизни эпоха XVII в. что-то и завещала своей утилитаристски настроенной наследнице, то прежде всего безупречно чистую совесть. Так возникает специфически буржуазный профессиональный этнос.

Таким образом, в своей работе М. Вебер разъясняет о вероисповедании и социальном расслоении, о духе капитализма, соответственно, о концепции призвания у Лютера, о религиозной основе мирского аскетизма, аскезе и капиталистическом духе. Его научные труды, как и данное произведение, до сих пор остаются главным элементом суждений в силу своей аргументированности и по сей день. Многие его работы широко используются как в научной среде, так и в СМИ, что показывает значимость его трудов.

Список литературы

  1. Аллагулов Р.Х., Брялина Г.И., Габитов И.М., Еникеев Д.Д., Ишмухаметов Н.С., Кашаев Н.Х., Кильдибекова З.Р., Кузяшев А.Н., Полянская И.К., Сибагатуллин С.Р., Сингизова Н.Б. Экономика в 2-х томах. Том 1. Учебное пособие / Уфа, 2006. – 160 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28161989  (дата обращения: 23.01.2020). 
  2. Ахметов В.Я., Кузяшев А.Н., Насретдинова З.Т., Ахмедина Г.Б. Экономическая реализация собственности через кооперацию // Вестник Евразийской науки, 2019. Т. 11. № 4. С. 51. URL статьи: https://esj.today/PDF/61ECVN419.pdfhttps://elibrary.ru/download/elibrary_41358698_31803414.pdf — (дата обращения 24.12.2019). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/61ECVN419 (http://dx.doi.org/10.15862/61ECVN419)
  3. Библиотека философии.  [Электронный ресурс] URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000297/st007.shtml  (дата обращения 24.01.2020г.). 
  4. Вебер М. «Протестантская этика и дух капитализма». [Электронный ресурс] URL: https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/religiovedenie/136875/fulltext.htm (дата обращения 15.01.2020г.)
  5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма в книге «Избранные произведения», М. Просвещение, 1990. [Электронный ресурс] URL: https://www.rulit.me/books/izbrannye-proizvedeniya-read-238742-31.html  (дата обращения 24.01.2020г.)
  6. Кузяшев А.Н., Топунова И.Р. Закономерности многообразия форм собственности в экономике // Азимут научных исследований: экономика и управление. Тольятти. 2017. Т.6. № 4(21)., С. 146-149. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32351182  (дата обращения 24.01.2020). 
  7. Кузяшев А.Н. Экономика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкономическим специальностям / А. Н. Кузяшев ; Восточная экономико-юридическая гуманитарная акад. (Акад. ВЭГУ). Уфа, 2011. – 360 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=19976605
  8. Решетников М.А., Кузяшев А.Н. Актуальность теории Адама Смита //  Научный электронный журнал «Меридиан».  2019. № 15 (33). С. 783-785. https://elibrary.ru/item.asp?id=41579652
  9. Саитгареева Р.Ш., Кузяшев А.Н. Современный подход менеджмента к проблемам российских промышленных предприятий // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 13 (31). С. 21-23. https://elibrary.ru/item.asp?id=41508769