Особенности эстетического воспитания младших школьников рассмотрены в работах Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина.
Изобразительная деятельность – важнейшее средство в развитии художественно-творческих способностей. Являясь одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительные, а иногда и отрицательные эмоции.
Педагогическое руководство процессом развития творческой деятельности младших школьников означает последовательное разрешение противоречия между желанием ребенка личностно заявить о себе на уроках изобразительного искусства, самовыразить свое отношение в творческой деятельности и отсутствием необходимого для этого комплекса умений и навыков, возможностей проявления опыта учебно-познавательной и учебно-творческой деятельности. Синтез этих двух сторон целостного учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства как раз и обеспечивает творческое развитие учащихся [1].
Такое развитие, опирающееся на устойчиво функционирующий опыт, может осуществляться в различном масштабе, на различном уровне. В частности, для младших школьников это первоначально может быть пространство урока. Можно предположить, что по мере обретения опыта творческого развития, он может выйти в более широкое социокультурное пространство, находящегося за пределами урока.
Урок изобразительного искусства мы рассматриваем как потенциально перспективное образовательное пространство для выявления и педагогически целесообразного развития имеющихся предпосылок развития творческой деятельности младших школьников; создание условий, способствующих обретению опыта творческого развития.
Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок воображению и фантазированию ребенка. Использование нетрадиционных техник в рисовании:
способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит детей работать с разнообразным материалом; развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности; развивает мелкую моторику рук; развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Существует много разнообразных, интересных техник рисования в различных жанрах изобразительного искусства, которые с успехом могут быть использованы учителем на уроках.
Освоение техники рисунка развивает воображение, движения рук и глазомер, воспитывает привычку планомерно вести намеченную работу, привычку к самоконтролю. Этот процесс в комплексе решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи [2].
Многолетний опыт показал, что именно в 3 классе можно использовать нетрадиционные виды изобразительной техники. Именно в этом возрасте ребенок хорошо усваивает и аккуратно с фантазией работает всеми предложенными техниками рисования. Исходя из этого, перечислим правильное использование этих техник в 3-м классе.
- Путуализм. Для этой техники необходима жесткая кисть. Берется альбомный лист. Перед собой ставится пушистая игрушка. Сначала касательными линиями рисуют контуры рисунка. Затем касательными точками кистью выполняют путуализм. Эти точки у школьников должны ассоциироваться с «мехом» зверька – игрушки. Эта техника рисования очень сложна, но необычайно интересная для детей. Для рисования глаз, носа, рта и других деталей применяют обычный способ рисования.
- Монотипия. Для учащихся 3-го класса можно взять свободную тему, чтобы ребенок сам фантазировал и творил что-либо свое. Эта техника похожа на печатание. Нужно нанести кистью желаемую краску на предмет, например, пуговицу, и сделать отпечаток один раз и, таким образом, создается композиция, это зависит от фантазии ребенка. Техника требует терпения и аккуратности. Также сложна и забавна. Результат получается необыкновенно интересным, особенно для детей.
- Гравюра. Для учащихся этого возраста подойдет такой нетрадиционный вид техники рисования, как процарапывание. Сначала вырезают форму из картона, который красят однотонной краской. Когда подсохнет, наносится восковой грунт. Затем перемешивают шампунь с тушью и этой смесью натирают поверхность воска. Когда подсохнет, острой стороной скрепки начинают процарапывать, то есть рисовать на черной поверхности.
- Диатипия – вид гравюры. Темой может быть рисование животных, птиц. Сначала картон равномерно красят масляной краской. Дают немного подсохнуть и сразу поверх накладывают альбомный лист. Стержнем по чистому листу рисуют своего животного. Должно получиться зеркальное отражение рисунка на чистом листе. Главным результатом является изображение на верхнем листе.
- Восковые мелки.
Общеизвестно, что без практической деятельности, то есть без использования какой-либо техники рисования невозможно достичь лучших результатов. Мало объяснить и показать тот или иной прием работы – надо добиться того, чтобы этот прием был хорошо усвоен.
Чтобы ученик хорошо понял, недостаточно одного разъяснения и показа – нужно еще суметь увидеть, почувствовать, как ученик воспринимает учебный материал, как он реагирует на слова и действия учителя. Должен возникнуть психологический контакт между учеником и учителем, они должны хорошо понимать друг друга.
Особая задача учителя – научить младшего школьника использовать технические свойства материалов, с целью воспроизведения предметов видимого мира, привычку планомерно вести намеченную работу.
В нашем исследовании мы попытались выявить уровень развития творческих способностей детей посредством теста на воображение ребенка «Нарисуй что нибудь» Т.Д. Марцинковской.
Результаты теста, проведенного в начале исследования, показали, что уровень развития творческих способностей у детей средний и низкий.
Далее мы занимались с детьми разными видами нетрадиционных техник рисования. По качеству выполняемых работ было видно, что у детей действительно происходит процесс развития творческих способностей. Этот вывод подтверждают и результаты повторно проведенного теста «Нарисуй что-нибудь».
Таким образом, проведенная работа с детьми действительно положительно влияет развитие воображения и креативного мышления, что в свою очередь, приводит к совершенствованию художественно-творческих способностей у младших школьников.
Литература
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В.Бакушинский — М.:Просвещение, 1995.- 240 с.
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей / Е.Б.Евладова и др. – М.:Владос, 2002. — 269 с.
References
- Bakushinsky A.V. Artistic creation and upbringing / A.V. Bakushinsky — M.: Enlightenment, 1995. — 240 p.
- Evladova EB, Loginova L.G., Mikhailova N.N. Additional education of children / E. B. Evladova and others — M.: Vlados, 2002. — 269 p.
© М.Н. Романова, И.Н. Потапова, 2018