ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА (НА ПРИМЕРЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ «ФОТОРАМКИ» ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ЛОБЗИКОМ)

30 января 10:46
Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит методу проектов.



Новый метод требует новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении, которые:

  • формируют активную, самостоятельную, инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формируют не только умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализуют принцип связи обучения с жизнью.


Основоположником педагогического метода проектов считается Дж.Дьюти (1859-1952), американский философ – прагматик, психолог и педагог. Ни в одной и своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу.  Однако каждая страница, написанная рукой Дьюти, излучает пафос связи с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества. Все это — признаки школы, основной формой организации образовательного процесса в которой является проектная деятельность.



С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно популярными в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов.



В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

  • «проекты игр» — детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения и т.д.);
  • «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  • «повествовательные проекты»- разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.;
  • «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьно театра и др.


На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы.



Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют:

  • Отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
  • Слабая разработанность методики проектной деятельности;
  • Гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;
  • Сочетание «метода проектов» с педагогической неграмотной идеей «комплексных программ» [2].


В ходе педагогической практики нами был разработан проект программы по теме «Фоторамка» электрическим ручным лобзиком. Проект программы был апробирован ходе урочных занятий для обучающихся 7 класса. Данная тема занятий имеет важное значение для формирования профессионального мировоззрения, развития практических творческих навыков, их способностей стилистического плана. Объектом труда по теме «Фоторамка» выбран  наиболее доступный, оптимальный и приятный для визуального контакта материал – фанера. Она, к тому же, очень удобна в обработке и для контурной резьбы. Для выполнения светлой композиции её достаточно выпилить. Если же задумана композиция на тёмном фоне, фанеру нужно затонировать. Если предполагается блестящая поверхность, нужно её покрыть лаком. Для тонирования используют самые разные красители: тушь, гуашь, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцево-кислый калий. Из данных предметов выбрали наиболее доступный и распространенный – гуашевые краски. Гуашь – сравнительно яркая краска. Поверхность можно оставить матовой, но можно и покрыть светлым лаком. Данный объект труда имеет разную степень сложности исполнения, что позволяет учащимся развивать технологическое, творческое мышление, изучать значение разных красок, применять психологические знания, развивать художественный вкус, вырабатывать свой собственный индивидуальный стиль художника-дизайнера.



По итогам совместной творческой работы появился продукт проектной деятельности: фоторамка для учебного класса школы. В результате освоения этой темы учащиеся освоили: способы и методы моделирования рамки для декора школы и дома; приемы обработки и соединение изделий; технологические требования.



Таким образом, применение метода проекта на уроках технологии способствует формированию общетрудовых умений и навыков обучающихся и развитию самостоятельности школьников. Следовательно, проектная деятельность может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся для грамотного выстраивания своих жизненных стратегий.[1].



ЛИТЕРАТУРА

  1. Павлова, М.Б., Питт, Дж., Гуревич, М.И., Сасова, И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / под ред. И.А.Сасовой М.: Вентана-ГРафф, 2003, 296 с
  1. Практическая педагогика: 90 схем и таблиц / авт.-сост. Н.П. Новолокова, В.Н. Андреев. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 118 с. – (Золотая педагогическая коллекция).
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 7-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009. – 80 с. (метод. библ — ка)