Одной из ключевых особенностей рыночной экономики является ее цикличность, заключающаяся в колебаниях экономической активности, что выражается в регулярном повторении подъемов и спадов производства. Одним из этапов экономического цикла является кризис. В период экономического кризиса в России, как и в других странах мира, можно наблюдать множество негативных явлений. Наблюдается резкое снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение доходов населения, рост безработицы, отток инвестиций и многое другое.
Кризис, являющийся нарушением экономической стабильности, ощущается всеми субъектами экономических отношений – от домохозяйств до государства. Поэтому в 2004 году был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации, призванный служить своего рода гарантом экономической и финансовой стабильности в стране. С его помощью достигалась определенная сбалансированность федерального бюджета при снижении цен на нефть ниже базового уровня. Однако с тех пор многое изменилось.
1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Фонд национального благосостояния (ФНБ) и Резервный фонд. В декабре 2017 года остатки средств Резервного фонда в иностранной валюте в Центральном Банке РФ были полностью использованы для покрытия дефицита федерального бюджета. Резервный фонд был обнулен, после чего произошло его слияние с Фондом национального благосостояния. Так в России остался только один суверенный фонд — Фонд национального благосостояния, который взял на себя основную функцию Резервного фонда обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Так как этот фонд стал единственным и независимым, у него появились свои особенности использования денежных средств, рассмотрение которых, как представляется, является весьма актуальным, поэтому также стоит рассмотреть возможности более эффективного их использования [9].
Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ, а также обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации [3].
Фонд национального благосостояния формируется за счет доходов от управления средствами ФНБ и дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации [1].
К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся:
— налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородов (нефть, природный горючий газ, газовый конденсат);
— вывозные таможенные пошлины на сырую нефть;
— вывозные таможенные пошлины на природный газ;
— вывозные таможенные пошлины на товары, полученные из нефти[4].
Дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет продажи нефти выше плановой цены, и эта разница направляется на пополнение Фонда национального благосостояния. Такая разница возникает из-за несоответствия плановой цены на нефть,в плане федерального бюджета на предстоящий год и плановый период, и фактической.
Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение их сохранности и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда национального благосостояния в целях обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде [1].
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет управление средствами Фонда национального благосостояния в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации [1].
Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (индивидуально или одновременно):
1) путем приобретения иностранной валюты за счет средств Фонда и размещение ее на счетах для учета средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (доллары США, евро, фунты стерлингов) в Банке России. За пользование денежными средствами на этих счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;
2) путем размещения средств Фонда в иностранной валюте и финансовых активов, выраженных в российских рублях и разрешенной иностранной валюте [5]. Размещение средств может осуществляться на депозитах во Внешэкономбанке, Банке ВТБ (ПАО) и банке ГПБ (АО), а также в ценные бумаги.
Правительство РФ устанавливает максимальные доли уставных финансовых активов в общем объеме выделяемых средств Фонда национального благосостояния. В целях повышения эффективности управления средствами ФНБ Министерство финансов РФ уполномочено утверждать нормативные доли утвержденных финансовых активов в общем объеме выделяемых средств Фонда национального благосостояния в рамках соответствующих долей, установленных Правительством РФ [5]. Информация о средства Фонда национального благосостояния, которые могут размещаться в иностранной валюте и финансовых активах представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Размещение финансовых активов Фонда национального благосостояния[5]
Разрешенные финансовые активы, определенные БК РФ |
Предельные доли, установленные Правительством РФ
|
Нормативные доли утвержденные Минфином РФ |
|
В иностранной валюте |
В рублях |
||
Долговые обязательства иностранных государств |
0-100% |
90% |
10% |
Долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков |
0-30% |
0% |
0% |
Долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленных ценных бумаг |
0-15% |
0% |
0% |
Депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях |
0-40% |
0% |
0% |
Депозиты в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности(Внешэкономбанк)» |
0-40% |
10% |
100% |
Депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ |
0-100% |
|
|
Долговые обязательства юридических лиц |
0-30% |
0% |
0% |
Акции юридических лиц и паи инвестиционных фондов |
0-50% |
0% |
0% |
Ежегодно правительство РФ представляет в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ отчет о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, квартальные и годовые отчеты о формировании и использовании средств Фонда национального благосостояния и об управлении его средствами. Далее рассмотрим объем средств ФНБ в динамике.
Таблица 2.
Динамика объема Фонда национального благосостояния[6]
Объем ФНБ |
01.01.2015 |
01.01.2016 |
01.01.2017 |
01.01.2018 |
01.01.2019 |
в млрд. долл. США |
78 |
71,72 |
71,87 |
65,15 |
58,1 |
в млрд. рублей |
4 388,09 |
5 227,18 |
4 359,16 |
3 752,94 |
4 036,05 |
в процентах к ВВП |
5,30% |
6,10% |
4,70% |
3,60% |
3,70% |
По данным таблицы 2 в 2015 году объем средств ФНБ был самым большим в долларовом эквиваленте – 78 млрд. долл. США. Самый низкий показатель наблюдается в 2019 году, он составляет 58,1 млрд. долларов США. Если рассматривать объем средств в национальной валюте, то самый высокий уровень достигнут в 2016 году, это 5227,18 млрд. рублей, а самый низкий в 2018 году ‒ 3752,94 млрд. рублей. Также в этой таблице отмечается, что объем средств ФНБ в млрд. долларов США за пятилетний период снижается и к 01.01.2019 он сократился на 25,5% по сравнению с 2015 годом. Что касается объема средств ФНБ в национальной валюте, то его изменения имеют непостоянный характер. Так, в 2016 году произошло увеличение на 839,09 млрд. рублей, в 2017 году-снижение на 868,02 млрд рублей, также снижение произошло в 2018 году на 606,22 млрд рублей, а в 2019 году наблюдается увеличение на 283,11 млрд рублей. По состоянию на 01.01.2019 объем средств ФНБ сократился на 8% по сравнению с 01.01.2015. В процентном отношении к ВВП объем средств ФНБ также менялся неравномерно, так в 2016 году наблюдался рост на 0,8%, в 2017 году – снижение на 1,4%, в 2018 году – снижение на 1,1%, а в 2019 году рост на 0,1%. Для наглядности была составлена диаграмма динамики объема Фонда национального благосостояния, рисунок 1.
Рисунок 1 — Динамика объема Фонда национального благосостояния
Объем средств ФНБ, которые выражены в российских рублях и долларах США, соответствует сумме:
1) остатков на счетах Федерального казначейства в Банке России по учету средств Фонда национального благосостояния;
2) средства, размещенные на депозитах во Внешэкономбанке, Банке ВТБ (ПАО) и Банке ГПБ (АО);
3) средства, размещенные в ценных бумагах.
До 2013 года все активы были размещены во Внешэкономбанке. Но в ноябре 2013 года было принято решение разместить средства Фонда национального благосостояния в облигациях Украины, с чего начинается «история» активного размещения средств ФНБ с помощью приобретения долговых обязательств других стран [10]. Структура размещения средств Фонда национального благосостояния представлена в таблице 3.
Таблица 3.
Структура финансовых активов Фонда национального благосостояния на 01.01.2019 года, в тыс.[8]
Финансовые активы в валюте РФ |
Структура,% |
|
Депозиты в ВЭБе |
581 173 342,84 |
50,01 |
Привилегированные акции банка ВТБ |
214 037 970,25 |
18,42 |
Привилегированные акции ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» |
25 000 000,00 |
2,15 |
Облигации ООО»Инфраструктурные инвестиции-3″ |
1 080 000,00 |
0,09 |
Облигации ООО»Инфраструктурные инвестиции-4″ |
4 050 000,00 |
0,35 |
Привилегированные акции ГПБ (АО) |
39 954 000,00 |
3,44 |
Депозиты в банке ВТБ |
100 000 000,00 |
8,60 |
Привилегированные акции ОАО «РЖД» |
70 000 000,00 |
6,02 |
Привилегированные акции АО «АЭК» |
57 500 000,00 |
4,95 |
Депозит в банке ГПБ (АО) |
38 433 900,00 |
3,31 |
Облигации ГК «Российские автомобильные дороги» |
31 000 000,00 |
2,67 |
Всего |
1 162 229 213,09 |
100 |
Финансовые активы в долларах США |
|
|
Облигации внешних государственных займов Украины |
3 000 000,00 |
42,17 |
Облигации ОАО «Ямал СПГ» |
2 363 338,63 |
33,22 |
Облигации ООО»ЗапСибНефтехим» |
1 750 000,00 |
24,60 |
Всего: |
7 113 338,63 |
100 |
В структуре активов в валюте РФ наибольшую долю имеют депозиты в ВЭБе – 50% от суммы всех активов в валюте РФ, на втором месте, привилегированные акции банка ВТБ – 18% . Наименьшую долю имеют Облигации ООО «Инфраструктурные инвестиции-3» и Облигации ООО «Инфраструктурные инвестиции – 4» менее 1%.
В структуре финансовых активов в долларах США, наибольшую долю имеют облигации внешних государственных займов Украины – 42%, а наименьшую долю имеют облигации ООО «ЗапСибНефтехим» — 25%.
К финансовым активам в валюте применяются особые требования по структуре размещения их в акции и облигации, которые утвердило Правительство РФ. Рассмотрим валютную структуру средств Фонда Национального благосостояния, которая представлена в таблице 4.
Таблица 4.
Валютная структура средств фонда на счетах в Центральном банке РФ (в соответствующей валюте), в млрд.
Валюта |
01.01.2015 |
01.01.2016 |
01.01.2017 |
01.01.2018 |
01.01.2019 |
Доллары США |
23,58 |
19,67 |
19,51 |
15,65 |
15,42 |
Евро |
23,29 |
20,76 |
20,76 |
15,14 |
13,55 |
Фунты стерлингов |
4,23 |
3,83 |
3,83 |
3,35 |
2,63 |
Рубли |
— |
— |
— |
0,08 |
— |
В соответствии с предоставленными Правительством РФ полномочиями Министерство финансов РФ утвердило нормативную валютную структуру средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте в следующем составе:
- Доллар США – 45 %;
- Евро – 45 %;
- Фунт стерлингов – 10 % [5].
Рассмотрев всю структуру финансовых активов, необходимо понять, какой размер дохода получается от всех вложений, которые описаны в таблицы 3. Для этого необходимо рассмотреть таблицу 5.
Таблица 5.
Доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния, в млрд. [7].
Показатели доходности от размещения средств ФНБ |
01.01.2015 |
01.01.2016 |
01.01.2017 |
01.01.2018 |
01.01.2019 |
Доходы от размещения, зачисленные в федеральный бюджет |
38,39 |
15,59 |
3,39 |
3,66 |
3,78 |
Расчетная сумма дохода от размещения на счетах в Банке России на конец периода |
1,49 |
4,92 |
0,82 |
-5,61 |
5,04 |
Исходя из данных таблицы, можно сказать, что наибольший доход, зачисленный в федеральный бюджет составил 38,39 млрд. рублей на 01.01.2015 года, а наименьший – 3,39 млрд. рублей на 01.01.2017 года. Что касается дохода от размещения на счетах в Банке России, то наибольшее значение достигается в 2019 году и составляет 5,04 млрд. рублей. Наименьшее же значение фиксируется в 2018 году и отражает отрицательный показатель, который характеризует убыток – 5,61 млрд. рублей. Если рассматривать динамику доходов, зачисленных в федеральный бюджет, то в общем можно наблюдать убывающую динамику. Только в 2018 и 2019 годах происходит незначительный рост на 3-5% по отношению к 2017 году.Что касается суммы дохода от размещения на счетах в Банке России, его изменения имеют непостоянный характер. В 2016 году по сравнению с 2015 годом происходить увеличение этого дохода в 3 раза и составляет 4,92 млрд. рублей. Однако, уже в 2017 году наблюдается значительный, который составил 0,82 млрд. рублей. Как уже отмечалось ранее, в 2018 году наблюдается убыток от размещения средств фонда, который составил -5,61 млрд. рублей. В 2019 году происходит обратный процесс и, как мы видим, финансовый результатявляется положительным.
Стратегической целью российской государственной финансовой политики является аккумулирование, распределение и использование достаточных финансовых ресурсов, позволяющих добиться долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы. Именно стабильно поступающие доходы опосредуют устойчивый экономический рост, повышение качества жизни, улучшение демографии, надежную государственную безопасность и обороноспособность страны [2].
С учетом зарубежного опыта и новых предложений Правительства РФ, Министерства финансов РФ и других компетентных органов могут быть предложены следующие варианты повышения эффективности и доходности суверенного фонда в России:
- Вкладывать средства ФНБ в долговые обязательства зарубежных стран с более высоким уровнем риска до 10%. Это позволит повысить доходность идиверсифицировать инвестиционный портфель, что в долгосрочной перспективе позволит найти новых экономических партнеров и повысить прибыльность;
- Инвестировать в проекты по повышению уровня жизни и доходов населения, т. е. в «национальное благосостояние» (строительство стадионов, спортивных площадок, центров образования и переподготовки);
- Развивать региональную инфраструктуру. Необходимо направить достаточный объем инвестиций в соответствующий регион, чтобы создать новые рабочие места, новое производство и максимально сократить моногорода;
- Чтобы максимально использовать потенциал поддержки национальной экономики, необходимо:
— определить фонд национального благосостояния как фонд инвестиционного типа с четким разграничением задач;
— систематизировать процедуры реализации инфраструктурных проектов и ввести систему санкций за неэффективное использование средств фонда национального благосостояния.
Реализация обозначенных предложений, на наш взгляд, может привести к реальному улучшению национального благосостояния, что позволит обеспечить более явную корреляцию между названием фонда и результатами использования, аккумулируемой в нем части национального дохода.
Список литературы:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019 года
- Бобринев Р.В. «Унификация правового регулирования неналоговых платежей». Финансовое право. 2018. №10. С.34-38.
- Министерство Финансов РФ / Фонд национального благосостояния / Предназначение / [Электронный ресурс] https://www.minfin.ru Дата обращения: 06.12.2019г.
- Министерство Финансов РФ / Фонд национального благосостояния / Формирование / [Электронный ресурс] https://www.minfin.ru Дата обращения: 07.12.2019г.
- Министерство Финансов РФ / Фонд национального благосостояния / Управление / [Электронный ресурс] https://www.minfin.ru Дата обращения: 05.12.2019г.
- Министерство Финансов РФ / Фонд национального благосостояния / Статистика / Объем Фонда национального благосостоянияот 11.11.2019 года / [Электронный ресурс] https://www.minfin.ru Дата обращения: 05.12.2019г.
- Министерство Финансов РФ / Фонд национального благосостояния / Статистика / Данные о движении средств и результатах управления средствами Фонда национального благосостояния от 11.11.2019 года / [Электронный ресурс] https://www.minfin.ru Дата обращения: 07.12.2019г.
- Федеральное Казначейство РФ / Финансовые операции/Нефтегазовые доходы федерального бюджета / Фонд национального благосостояния / [Электронный ресурс] https://roskazna.ru/ Дата обращения: 07.12.2019г.
- Инновационный центр развития образования и науки «ИЦРОН» / Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире / Фонд национального благосостояния: перемены и перспективы развития / [Электронный ресурс] http://izron.ru/ Дата обращения: 06.12.2019г.
- Журнал «Экономика, государство, общество» / Бюджетные резервы. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния / [Электронный ресурс] http://ego.uapa.ru/ru/issue/2018/04/Дата обращения: 07.12.2019г.