Почему подростки становятся склонными к проявлению различных видов девиантного поведения? Прежде всего потому, что имеют сформированный низкий уровень социальных ценностей, ценностных ориентаций, норм, правил, умений, навыков ответственного и безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, не осознают необходимости реализации этих социально-значимых характеристик в различных сферах жизнедеятельности.
Важными факторами возникновения и формирования девиантного поведения акцентуации характера подростков, обусловливающих чрезмерное проявление отдельных качеств (например, высокий уровень агрессивности, жестокости, конфликтности, эмоциональной неуравновешенности, безответственности, бездействия, упрямства, корысти, ленивости и тому подобное).
Исследуя факторы формирования девиантного поведения подростков, мы выяснили, что одной из причин этого явления является негативное влияние неформальных субкультур, к которым они реально или номинально (идентифицируют себя с ними) входят. Анализ различных неформальных субкультур свидетельствует, что те или другие виды девиантного поведения подростков в большей или меньшей степени являются значимым элементом субкультуры, который может выступать как ритуал приобщения к ней, способ идентификации с ее представителями, модель поведения для получения определенного статуса, особый стиль коммуникации в сообществе, форма протеста против общей культуры общества [7, с. 152].
Асоциальное влияние на формирование поведения подростков оказывают средства массовой коммуникации (в частности реклама табачных изделий и алкогольных напитков, компьютерные игры, видеоролики, фильмы, которые демонстрируют модели агрессивного, аддиктивного, делинквентного, суицидального поведения в различных жизненных ситуациях), группы ровесников, склонные к девиациям, с которыми они взаимодействуют, неблагополучные семьи с алкозависимыми или наркозависимыми членами, теми, кто получил наказание в местах лишения свободы за совершение преступлений, насилием в отношении членов семьи, высоким уровнем конфликтности, существенными ошибками в воспитании детей. Поэтому подростки в социальных микро-, мезо- и макросредовищах обучаются различным моделям девиантного поведения через такие социально-психологические механизмы, как: импринтинг, подражание, идентификация, интериоризация, экстериоризация, рефлексия [4, c.63].
Проанализировав понятие «девиантное поведение подростков», мы обосновали его сущность как систему поступков, действий или отдельные поступки, действия подростка или группы детей подросткового возраста, отклоняющихся от социальных норм (правовых, моральных и т. п.), принятых в конкретном обществе, наносят физический, психический, моральный, материальный вред конкретному лицу, окружающим людям, обществу в целом, приводят к дезадаптации, десоциализации личности, усложняют ее самореализацию в различных аспектах жизнедеятельности.
Результаты анализа научных трудов зарубежных и отечественных исследователей дали нам основания классифицировать девиантное поведение подростков за результатами критериев.
Социальная профилактика девиантного поведения подростков – это вид профессиональной деятельности социальных работников/социальных педагогов, который включает комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, выявление, преодоление негативного влияния факторов, причин и условий, способствующих возникновению и формированию отклонений в поведении подростков [6, с. 65].
Целью социальной профилактики девиантного поведения подростков является создание условий для полноценной жизнедеятельности, эффективной социализации, самореализации детей этого возраста.
Объектом социальной профилактики девиантного поведения подростков являются слои населения, целевые лица этого возрастного периода.
В соответствии с выбором объекта воздействия различают такие виды социальной профилактики девиантного поведения подростков:
- Общая профилактика – направлена на предупреждение негативного влияния факторов, причин возникновения и формирования девиантного поведения подростков, проводится среди этой возрастной группы населения.
- Специальная профилактика – ориентирована на подростковые группы, находящиеся в особых (прежде всего сложных, неблагоприятных для социализации) условиях, повышающих риск формирования девиантного поведения.
- Индивидуальная профилактика – направлена на отдельного подростка с целью предупреждения и преодоления специфических для него проблем социализации.
Субъектами социальной профилактики девиантного поведения подростков являются социальные педагоги заведений общего среднего образования, специалисты служб по делам детей, социальных служб для семьи, детей и молодежи, других учреждений и организаций, деятельность которых направлена на предупреждение и преодоление этой проблемы.
В соответствии с уровнем сформированности вида девиантного поведения подростков, его последствий для лица, социальной группы, общества, специалисты социальной сферы определяют и проводят следующие виды социальной профилактики [6, c.174]:
- Первичная социальная профилактика девиантного поведения – предполагает создание благоприятных условий для адаптации, социализации, самореализации подростков с целью предупреждения возникновения этой проблемы.
- Вторичная социальная профилактика девиантного поведения подростков предполагает выявление отклонений в поведении и предупреждении их дальнейшего формирования.
- Третичная социальная профилактика девиантного поведения подростков – направлена на предупреждение перехода отклонений в поведении к более сложной стадии и возникновения негативных последствий и рецидивов [3, с. 32].
Программа социальной профилактики девиантного поведения подростков – это специально разработанный комплекс форм, методов, средств, направленный на предупреждение возникновения и формирования вида девиантного поведения или нескольких связанных между собой видов, форм девиаций путем повышения уровня информированности, овладения соответствующими умениями и навыками среди ее участников [2 с. 56].
Эффективность социальной профилактики девиантного поведения подростков зависит от реализации таких принципов:
1) обеспечение права подростка на свободный выбор собственного поведения, ограниченного таким же правом других людей;
2) гуманный и толерантный характер профилактики;
3) добровольное участие в профилактических мероприятиях;
4) субъект-субъектное взаимодействие участников профилактических мер;
5) соответствие содержания, форм, методов, средств профилактики возрастным и индивидуальным особенностям подростков;
6) безопасность профилактических подходов для подростков и специалистов, которые их проводят.
На основе изученного нами зарубежного и отечественного опыта хотим заметить, что в ходе разработки программ социальной профилактики девиантного поведения подростков необходимо использовать такие эффективные формы работы: видеолекции, тренинги, интерактивные спектакли, игровые часы с использованием настольных просветительско-профилактических игр «Фото-фишка», «Шаг за шагом», «Властелин колец», «СТОП – насилию!», тематические конкурсы видеороликов, социальной рекламы, коллажей и тому подобное.
В процессе реализации программы социальной профилактики девиантного поведения подростков целесообразно применять модель поэтапного изменения поведения с использованием эффективных методов (информационное сообщение, мозговой штурм, дискуссия, убеждения, пример, работа в группах, метод упражнений или вправления, метод кейсов, поощрения и т. д):
Первый этап. «Сознавание»: расширение информации о собственной личности и проблеме девиантного поведения.
Второй этап. «Переоценка собственной личности»: оценка того, что подросток чувствует и думает о своем поведении и о себе.
Третий этап. «Переоценка окружения»: оценка того, как девиантное поведение влияет на окружающих людей.
Четвертый этап. «Групповая поддержка»: откровенность, доверие, помощь группы сверстников в ходе решения проблемы девиантного поведения.
Пятый этап. «Катарсис»: ощущения и выражения собственного отношения к проблеме девиантного поведения.
Шестой этап. «Укрепление»: поиск, отбор и принятие решения действовать, формировать убеждения и уверенность в способности изменить поведение.
Седьмой этап. «Поиск альтернативы»: обсуждение возможной замены девиантного поведения положительными моделями.
Восьмой этап. «Контроль за стимулами»: избежание или противостояние стимулам, провоцирующим девиантное поведение.
Девятый этап. «Закрепление»: собственно поощрения со стороны окружающих к положительным изменениям в поведении.
Десятый этап. «Социальная адаптация»: расширение возможностей в социальной жизни в связи с отказом от девиантного поведения [1, с. 17].
Выводы. С целью повышения эффективности социальной профилактики девиантного поведения подростков нами были разработаны практические рекомендации для социальных работников/социальных педагогов:
- Определить виды девиантного поведения подростков по типу норм, которые нарушаются: 1) агрессивная; 2) аддиктивная; 3) аморальная; 4) виктимная; 5) делинквентная; 5) конфликтная; 6) суицидальная и тому подобное.
- Подобрать и применить диагностический инструментарий для изучения уровня склонности подростков к виду девиантного поведения, в частности:
1) методические диагностики склонности подростков к девиантному поведению [4, с. 29];
2) опросник «Диагностика состояния агрессии» [2, с. 145-147];
3) методика «агрессивное поведение»;
4) личностный опросник «мотивы вандального поведения»;
5) тест-опросник исследования склонности к виктимному поведению;
6) тест Такера на выявление игровой зависимости, модифицированный и адаптированный для несовершеннолетних;
7) тест-опросник «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ» и др.
- Изучить причины возникновения и формирования вида девиантного поведения подростков, применяя методы и средства диагностики:
1) методика определения акцентуации характера;
2) методика диагностики социально-психологической адаптации подростков;
3) методика исследования социальных сетей подростка;
4) опросник коммуникативной компетентности]
5) тест-опросник самоотношения;
6) методика «анализ семейной тревоги»;
7) тест-опросник родительского отношения и др.
- Определить виды (первичная, вторичная, третья), модели, цель, задачи, содержание, формы, методы, средства социальной профилактики в соответствии с уровнем сформированности и вида девиантного поведения подростков.
- Разработать программу социальной профилактики девиантного поведения подростков по такому алгоритму:
5.1. Вид (первичная, вторичная, третичная) / направление профилактики (например, социальная профилактика агрессивного поведения подростков; социальная профилактика аддиктивного поведения подростков; социальная профилактика делинквентного поведения подростков; социальная профилактика виктимного поведения подростков или комплексная реализация представленных направлений).
5.2. Название программы социальной профилактики.
5.3. Целевая группа (возраст, количество участников, другие их характеристики).
5.4. Субъекты реализации программы социальной профилактики.
5.5. Модель (или модели) профилактики, которые реализованы в определенной программе социальной профилактики [3, с. 33].
5.6. Цель, задачи, содержание программы социальной профилактики.
5.7. Компетенции подростков, которые будут сформированы во время их участия в профилактической программе: ценности, ценностные ориентации, знания, умения, навыки, способность использовать положительные модели поведения в различных жизненных ситуациях.
5.8. Конкретные формы, методы, средства реализации программы социальной профилактики (название, краткая характеристика).
5.9. Технология реализации программы социальной профилактики (последовательность, продолжительность, дата, время, место проведения мероприятий, количество участников, ответственные лица).
5.10. Методы и средства диагностики результатов реализации программы социальной профилактики.
- Реализовать программу социального профилактики девиантного поведения подростков с конкретной группой участников.
- Провести диагностику результатов социальной профилактики девиантного поведения подростков и сформулировать выводы.
Список использованной литературы
- Зиядова Д. Почему подросток совершает преступление? / Д. Зиядова // Воспитание школьников. – 2002. – № 8. – С. 17–21
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – СПб: Речь, 2010. – 256 с.
- Молодцова Т. Д. Диагностика дезадаптации подростков в учебных группах как условие успешной коррекционной работы [Электронный ресурс] / Т. Д. Молодцова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3 – С. 32-34
- Перешеина Н. В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / Н. В. Перешеина, М. Н. Заостровцева. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с
- Степанов В. Г. Психология трудных школьников: учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – 7-е изд., перераб. и доп. / В.Г.Степанов. – М.: Академический Проект; Трикста 2004. – 560 с.
- Фурманов И. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования / И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. – Минск: РИВШ, 2011. – 250 с.
- Югова Н. Л. Суицидальное поведение подростков: технологии, методы и средства профилактической работы классного руководителя [Электронный ресурс] / Н. Л. Югова, А. Р. Касимова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – №41. – С. 152-160