МЕСТО РОССИИ В ГЛОБАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОНТРАФАКТНОЙ ПРУДУКЦИИ

31 мая 9:59

Контрафакт – это фальсифицированная продукция, произведенная на основе существующего оригинала, путем замены его компонентов на более дешевые и некачественные. Продукцию можно назвать контрафактной, если на ней незаконно размещены чужие товарные знаки или особые обозначения производителя. Товар также можно причислить к контрафакту, если его внешний вид  — форма, дизайн, содержание будут являться точной копией известного товара.

Наличие подобных товаров на магазинных прилавках способно ввести  потребителей в заблуждение, чем и пользуются производители, получая прибыль обманным путем и нарушая права на интеллектуальную собственность. Естественно, что подобные действия являются противозаконными и влекут за собой определенную ответственность, а правоохранительные органы и таможенная служба ведет активную борьбу с явлением контрафакта.

Производство и реализация контрафактной продукции наносит ущерб не только владельцам авторских прав на товарные знаки, но и экономике государства в виде не поступления налоговых и иных платежей в бюджет государства и государственные внебюджетные фонды.

По статистике, из-за нелегальных схем импорта бюджет Российской Федерации ежегодно теряет около 200 млрд. рублей. Проблема распространения контрактной продукции присуща не только России, она охватывает весь мир, что говорит о её глобальности.

По данным организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля контрафактых товаров составляет около 2,5% мирового импорта. Контрафакт на рынке стран Европейского союза занимает приблизительно 5% от общего объема торговли. В России за 2018 год выявлено 16,2 млн. единиц контрафактной продукции, что на 6,1 млн единиц больше показателя 2017 года[1].

В соответствии с проведенными исследованиями к странам-лидерам по производству контрафакта можно отнести Китай, на него приходится 63% подделок, США – 20%, Италию – 15%, Швейцарию и Францию – 12%, Германию и Японию – 8%[2]. Однако больший процент производства контрафактной продукции приходится на страны Азии. Помимо Китая, поддельную продукцию часто производят в Турции, Сингапуре, Таиланде, Индии и Пакистане, на их долю приходится около 9% произведенного контрафакта.

В настоящее время по-прежнему наблюдается рост импорта контрафактной продукции, вследствие чего происходит уменьшение рабочих мест, так в мире за прошедший год потеряно 220 000 рабочих мест, в Евросоюзе – более 100 000 рабочих мест, за последние 3 года 50 % предприятий Франции столкнулись с контрафактом[3].

Как в России, так и во всем мире предметами правонарушений чаще всего становится одежда и обувь, интеллектуальная собственность, алкоголь, косметика, парфюмерия, продукты питания, промышленные товары, а также лекарственные препараты. По статистике около 63 % контрафакта ввозится почтой в качестве индивидуальных заказов, 21 % поступает авиатранспортом, 8 % морским транспортом и 7 % автотранспортом[4]

Самыми уязвимыми странами для контрафакта страны признаны США, Италия и Франция.  На российском рынке убытки госбюджета от контрафакта и пиратства составляют около 30 млрд. руб.

С 2015 года Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения и Кыргызская Республика в рамках Евразийского экономического союза согласовали ключевые схемы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности. На данном этапе в странах ЕАЭС, имеющих значительный интеллектуальный потенциал, в недостаточной степени осуществляется процесс коммерциализации и использования объектов интеллектуальной собственности.

Так, например наблюдается рост уголовных преступлений в сфере интеллектуальной собственности в Республике Армения на 87%; в Республике Казахстан на 17%; в Российской Федерации на 18% по сравнению с 2017 годом[5]. В Республике Беларусь и Кыргызской Республике эти показатели держаться на низком уровне. В области административных правонарушений роста не наблюдается, показатель остается приближенным к значениям предыдущего периода.

Правонарушения, выявленные таможенными органами и сопровождаемые приостановлением выпуска товаров, составляют значительную долю нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности. В Республике Казахстан этот показатель увеличился на 40%,в Кыргызской Республике на 67%, а снижение этого показателя фиксируется в Республике Беларусь на 47% и Республике Армения[6].

В Республике Казахстан наибольшую часть выявленных нарушений составляют электронные носители и нелицензионные программные обеспечения.  В Кыргызской Республике доминирует контрафакт автомобильных запасных частей. В Российской Федерации чаще всего наблюдается нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности при обороте товаров народного потребления.

Для совершенствования деятельности, направленной на противодействие перемещения контрафактной продукции, в Российской Федерации в 2017 году был запущена практика, предусматривающая возможность подачи заявлений о включении товарных знаков в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности в электронном виде. Это даёт возможность своевременно реагировать на сообщения правообладателя и принимать решения о запрете выпуска контрафактной продукции[7].

Также с 1 апреля 2016 года был начат проект по борьбе с подделками в сфере товаров легкой промышленности, путем нанесения маркировки специальными чипами. Первые шаги в этой области были сделаны для участников рынка, торгующих обувью и одеждой, а именно меховыми изделиями.  В дальнейшем, такими чипами будут снабжаться и другие товары, такие как, сигареты, парфюмерия, шины, некоторые виды одежды и белья, фотооборудование.

К 2024 году обязательная маркировка товаров распространится на всю потребительскую продукцию, а система прослеживания станет единой для России и ЕАЭС, что позволит контролировать товарооборот, не допуская попадания подделок и контрафакта.

Список литературы

  1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации : Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  2. Отчет о состоянии правоприменительной практики в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе за 2017 год. // Сайт Евразийскаой экономическая комиссии. –Москва, 2018 г. – – Режим доступа : http://eurasian-studies.org.
  3. Алиева, С.Б. Роль интеллектуальной собственности в развитии евразийской интеграции [Электронный ресурс] / С.Б. Алиева / Сайт Евразийской экономической комиссии. – Москва, 2016. – Режим доступа : http://eurasian-studies.org.
  4. Статистический профиль ОЭСР по международной торговле услугами : Организация экономического сотрудничества и развития. – Режим доступа : http://oecdru.org/.
  5. Международная торговля товарами : статистическая служба Европейского союза. – Режим доступа : https://ec.europa.eu/eurostat/data/database.

 

[1] Статистический профиль ОЭСР по международной торговле услугами: Организация экономического сотрудничества и развития.  URL: http://oecdru.org/ (дата обращения: 25.12.2019).

[2] Там же.

[3] Международная торговля товарами: статистическая служба Европейского союза. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/data/database (дата обращения: 25.12.2019).

[4] Там же.

[5] Отчет о состоянии правоприменительной практики в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе за 2017 год : Евразийская экономическая комиссия.  URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 25.11.2019).

[6] Там же.

[7] Алиева С.Б. Роль интеллектуальной собственности в развитии евразийской интеграции. Москва 2016.