«Одаренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.
Василий Александрович Сухомлинский, известный педагог, философ сравнивает одаренность человека с маленьким росточком, за которым необходимо трепетно ухаживать, чтобы он дал обильные  плоды. Действительно,   по выявлению, поддержке и развитию одарённости многое зависит от деятельности каждого  учителя-предметника.
Цель работы с одаренными детьми: Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей
 Основные задачи:
выявление одарённых детей и создание системы работы с ними; отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и во внеурочной деятельности; организация разнообразной внеурочной деятельности; социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Ожидаемые результаты:
- повышение интеллектуального уровня учащихся;
 - творческая самореализация выпускника;
 - обеспечение преемственности в работе средней и старшей школы;
 - формирование системы работы с одаренными учащимися.
 
Принципы работы:
- принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;
 - принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
 - принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
 - принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам,
 - принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
 - принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
 
Организация работы с одаренными детьми ведется на основе знакомства с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми, при проведении целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся, подбором материалов и проведением специальных тестов, анкет, диагностических обследований, позволяющих определить наличие одаренности; создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы Токкинской школы имеет богатый опыт работы с одаренными детьми. Традиционно проводятся следующие мероприятия: декада учителей гуманитарного цикла,  колядки, Ток-шоу, Масленица,  литературные балы, творческие проекты; научно-практические конференции; мастерская «Проба пера», тотальные диктанты, метапредметные семейные викторины, турниры «Самый грамотный»; участие в региональных,  районных конкурсах; школьные олимпиады, интеллектуальные игры; индивидуальная работа с учащимися; внеурочная деятельность, занятия в кружках и элективных курсах.
Общеизвестно, что качеством образования по федеральным государственным образовательным стандартам считается уровень социализации и успешности учащихся и выпускников. А результатом  образования академическая успешность, развитие компетентностей, социальный опыт учащегося.
Одним из способов  развития социально-коммуникативных качеств детей  мы считаем  проведение конкурса  художественного слова Китчегясовские чтения. Конкурс, ставший доброй традицией, известный не только в районе, но  и по республике, берет свое начало с 2006 года, когда в преддверии 100-летнего юбилея нашей  школы учителями русского  языка и литературы было принято решении о проведении данного конкурса в честь памяти ветерана педагогического труда, славного сына эвенкийского  народа, Китчегясова Спартака Прокопьевича, заслуженного учителя РСФСР , «Отличника народного просвещения», завуча, директора школы, народного  депутата  Якутской АССР, делегата 1 съезда малочисленных народов Севера, делегата учредительного съезда Ассоциации народностей Севера ЯАССР.
Критерии оценивания:
- Техника исполнения
 - Индивидуальная манера исполнения, актерское мастерство,
 - Мультимедийное сопровождение выступления
 - Исполнение авторского стихотворения
 - Создание художественного образа
 - Конкурсант имеет выбор подготовить выступление на русском, якутском, английском или эвенкийском языках.
 
Тематика конкурса художественного слова  заранее обсуждается   на МО учителей гуманитарных предметов и предпочтение отдается актуальным проблемным темам. Олекминские  писатели и поэты о родном крае, школьные годы чудесные, к 75-летию великой Победы «Поклонимся великим тем годам», Сохраним родную природу, Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей и др.
Следует заметить, что популяризация эвенкийского языка в нашем  районе реализуется  в двух районных мероприятиях: национальный праздник эвенков Бакалдын  и конкурс  мастеров художественного слова Китчегясовские чтения.
Мониторинг охвата школ и участников в течение 12 лет в конкурсе художественного слова Китчегясовские чтения
| дГод | нУчастников | Охват школОхват школ | Нач звенозвено | Сред. зв. звено | Старш.зв классы | Взрослые | |||
| 2006 | 82 | 15 | – | – | – | – | – | – | 20 | 
| 2008 | 65 | 9+1ДОУ | 6 | 5 | 6 | 3 | 6 | – | |
| 2009 | 128/2 ДОУ | 8+2ДОУ | 6/ 1места ДОУ | 7 | 6 | 4 | 6 | 12 | – | 
| 2010 | 12 | 8 | Год учителя | 3 | |||||
| 2012 | 134(из них 4ДОУ) | 15+ДОУ | 6 | 9 | 6 | 8 | 6 | 9 | – | 
| 2013 | 127/из них 6 взросл | 12 | 6 | 7 | 6 | 6 | 6 | 5 | 3 | 
| 2014 | 117 | 8 | 6 | 7 | 6 | 7 | 6 | – | – | 
| 2016 | 113
 
  | 
8+2ДОУ+6взрсолые | 6 | 5 | 6 | 8 | 6 | 3 | 3 | 
| Итого
 
  | 
680 /32 взросл | 89 (6ДОУ) | |||||||
Качество обученности участников конкурса Китчегясовские чтения
Мы сделали анализ качества обученности обучающихся, которые принимали участие в  Китчегясовских чтениях  с2006 по 2017 годы и пришли к выводу, что у участников прослеживается  100% успеваемость, повысилась мотивация к учебе,  качество обученности  составляет  88%.
Не секрет, что основной проблемой современной школы является  низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме; ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы.
За месяц до проведения конкурса школьникам дается задание подобрать стихотворный или прозаический материал на заданную тему. Школьники очень активно включаются в процесс подготовки к конкурсу. По отзывам библиотекарей сельской модельной и школьной библиотек наблюдается повышение посещения  с 10 до 60 посещений в неделю. Кроме посещений повышается жанровый и читательский интерес. У детей развивается стимул к чтению, наблюдается повышение  престижа чтения.
Следует отметить высокий  показатель качественной подготовки Глетко А.Г-учитель якутского языка и литературы ( Хоринская СОШ),  Феоктистова В.И. -учитель русского языка и литературы(2-Нерюктяйинская СОШ), Мыреева Р.Л., Яковлева Е.Д. -учителя русского языка и литературы (Токкинская СОШ
Качество сдачи ОГЭ и ЕГЭ участников конкурса художественного слова  «Китчегясовские чтения»
За последние 5 лет качество сдачи ЕГЭ составляет:
| Год | По литературе | Год | По русскому языку | 
| 2013 | 1 ученик-68 | 2013 | максимальный- 82б
 
  | 
| – | 2015 | максимальный- 90б
 
  | 
|
| 2016 | 2 ученика- максимальный балл-68б | 2016 | Максимальный-83 б | 
| 2017 | 1 ученик- 68 | 2017 | максимальный -86б | 
Заключение
Конкурс художественного слова Китчегясовские чтения кроме развития выразительности речи, техники исполнения, привития интереса к чтению способствует также саморазвитию учащихся,  формированию информационно- коммуникативной личности, творческой  самореализации выпускника, воспитывает нравственные основы и  гражданско-патриотическую позицию средствами художественной литературы,  уважение к  самобытной  культуре эвенков, воспитывает толерантность  и обеспечивает успешную социализацию.
За 10 лет существования нашего конкурса, школа выпустила много талантливых, успешных  молодых людей. Но мы хотим отметить тех, кто был постоянным участником нашего конкурса:
- Копылов Николай Анатольевич- самый молодой глава МО РС (Я),
 - Михайлова Марина Геннадьевна- учитель английского языка Хоринской СОШ,
 - Бакуменко Любовь – учитель английского языка,
 - Эттын Надежда Юрьевна- учитель английского языка Жатайской СОШ,
 - Николаев Семен Александрович- выпускник СВФУ, отличник учебы
 - Васильев Дмитрий Николаевич – выпускник ЯГСХА, отличник учебы,
 - Ананьева Виктория- студентка МИ, активистка,
 - Чердонова Александра- студентка СВФУ им.М.К.Аммосова, отличница учебы
 - Нарахаева Валерия Александровна- учитель русского языка и литературы,
 - Серкина Евгения-студентка СВФУ им.М.К.Аммосова, прошла стажировку в Южной Корее, как студент отличник и активист.
 - Попов Олег- учитель биологии МБОУ «Олбутская ООШ имени П.П.Габышева», победитель районного конкурса «Учитель года-2017»
 - Седунов Геннадий- студент военной Академии СПб
 - Эверстова Варвара- студентка МИ, отличница учебы
 - Степанова Сахая- выпускница ФЭИ с красным дипломом
 - Андреева Надежда – студентка МГУ им. М.В.Ломонова, отличница учебы
 - Лыткина Марианна- выпускница СВФУ, отличница учебы
 - Мыреева Ангелина- студентка СПб институт им. Склифософского, отличница учебы
 - Мыреев Максим- студент СПб горного института, отличник учебы
 - Хастаев Семен- студент ПИ, отличник учебы
 - Антонов Джулустан- студент СВФУ им М.К.Аммосова, отличник учебы
 - Ананьева Ньургуйаана, выпускник СВФУ, отличница учебы
 - Баишева Аида- студентка СВФУ, отличница учебы
 - Соколова Белла- студентка СВФУ, отличница учебы
 - Миронова Светлана- выпускница СВФУ, учитель математики МБОУ «Олбутская ООШ имени П.П.Габышева»,
 - Ким Алексей- лауреат НПК «Шаг в будущее» г.СПб и др.
 
Если проанализировать поступаемость выпускников- участников конкурса Китчегясовские чтения, то за 10 лет  в образовательные учреждения с гуманитарным уклоном поступило   более 30  выпускников.
Таким образом, воочию видно,  что участие в конкурсе художественного слова Китчегясовские чтения способствует развитию росточков одаренности в каждом ученике,  его коммуникативных способностей,  самостоятельности мышления,  инициативности и научно-исследовательских навыков, творческой  самореализации выпускника, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.                
