КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ВОИНСКОГО СЛУЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ

25 апреля 2:44
Для того чтобы всесторонне и полно оценить возможности организации информационно-воспитательной работы по  воспитанию духовно-нравственных основ (ДНО) воинского служения  военнослужащих войск национальной гвардии РФ, нужно иметь обоснованную систему критериев и показателей эффективности.



Критерий (от греч. kritеrion – средство для суждения)  – признак,  на основании которого производится оценка; средство проверки; мерило оценки. Качественная сторона критериев выражает обобщённую характеристику эффективности проводимой работы по воспитанию у военнослужащих духовно-нравственных основ воинского служения .



Количественная сторона критериев показывает степень выраженности, наполнения содержанием составляющих их показателей в цифровом плане.      Это позволяет сопоставлять результаты воспитанию ДНО воинского служения  в различные периоды, а также соизмерять их по отношению к другим подразделениям.



Изучение научной и методической литературы, использование  опыта предыдущих исследований, а также личный опыт организации работы по воспитанию у военнослужащих ДНО воинского служения  позволяет в качестве основных критериев, характеризующих её эффективность, использовать следующие: личностный – уровень психолого-педагогической подготовленности командира; деятельностный, характеризующий его деятельность как организатора воспитания в подразделении; результативный–результаты практической работы командиров по воспитанию ДНО воинского служения .



Данные исследования способствовали уточнению и окончательной доработке системы показателей. В неё вошли:



– степень знания командирами духовно-нравственных особенностей своих подчинённых;



– уровень овладения командирами знанием теоретических и практических методик воспитания ДНО воинского служения  ;



– умение командиром провести мероприятия информационно-воспитательной работы по воспитанию ДНО воинского служения  ;



– степень участия в организации информационно-воспитательной работы всех её субъектов;



– количество военнослужащих по контракту и их семей, ставших объектом воспитания ДНО воинского служения  ;



– соотношение положительных и отрицательных реакций воинов на педагогическое воздействие;



– умение командира прогнозировать потребности и поведение подчинённых;



– умение командира использовать результаты формирования духовно-нравственных основ воинского служения  у  подчинённых в практической деятельности.



Критерии  и показатели  воспитания ДНО воинского служения  военнослужащих войск национальной гвардии РФ:



Личностный критерий:      – степень знания командирами духовно-нравственных особенностей подчинённых;



– уровень овладения командирами знанием теоретических и практических методик воспитания ДНО воинского служения.



Деятельностный критерий: – умение командиром провести мероприятия информационно-воспитательной работы по воспитанию ДНО;



– степень участия в организации информационно-воспитательной работы всех её субъектов;



– количество военнослужащих по контракту и их семей, ставших объектом воспитания ДНО воинского служения.



Результативный критерий: – соотношение положительных и отрицательных реакций воинов на педагогическое воздействие;



– умение командира прогнозировать потребности и поведение подчинённых;



– умение командира использовать результаты воспитания духовно-нравственных основ воинского служения  у подчинённых в практической деятельности.



По совокупности показателей трёх критериев определяется эффективность воспитания ДНО в подразделении, которая соответствует определённым уровням. Мы предполагаем, что  уровни можно условно обозначить как: «высокий», «средний», «низкий». Данная методика дала возможность сравнивать  результаты воспитания ДНО воинского служения  военнослужащих войск национальной гвардии РФ в экспериментальных и контрольных подразделениях.



 



Литература

  1. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994. – С. 226.
  2. Беловолов В.А. Включение в войсковую стажировку курсантов занятий на основе ценностной составляющей межэтнической толерантности, позитивного межкультурного взаимодействия  // European Social Science Journal.- 2017. – № 2-2. –  С. 138-142.
  3. Беловолов В.А. Межэтнические установки в поликультурной образовательной среде военного института // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56-3. – С. 197-204.
  4. Беловолов В.А. Культурологический подход и правовая культура офицера внутренних войск МВД России: методологический анализ // Направления и перспективы развития образования в военных институтах ВВ МВД России. VII Межд. научно-практич. Конфер.- Новосибирск, 2016.


5.Беловолов В.А. Обогащение воспитательной работы этнокультурным компонентом как одно из условий формирования этнической толерантности курсантов в военном институте // Гуманитарные науки и образование в Сибири. – 2014. –  № 4 (16). – С. 44-52.



6.Беловолов В.А. Аксиологические основания профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России //Историческое наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).Новосибирск,  2015.  – С. 178-192.

  1. Беловолов В.А., Султанбеков Т.И. Актуализация в воспитательной работе этнокультурного потенциала образовательной среды военного института // Педагогика. – 2017. – Т. 1. № 5. -С. 95-99.
  2. Беловолов В.А. Модель формирования межэтнической толерантности курсантов в образовательной среде военного института внутренних войск МВД России // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства. – Самара, 2015. – С. 284-288..
  3. Беловолов В.А., Султанбеков Т.И. Организация экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности курсантов // European Social Science Journal. – 2016. – № 5. – С. 240-245.
  4. Глинский Б.А. Грязнов Б.С.,Дынин Б.С.,Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). – М. : Изд-во Московского ун-та, 1965. – 248 с.
  5. Грабарь М.И.Ю, Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях.– М.: Педагогика, 1977. – 203 с.
  6. Новиков A.M. Методология образования. – М. : Эгвес, 2002..

References

  1. Brief philosophical encyclopedia. – M., 1994. – p. 226.
  2. Belovolov V.A. Inclusion in the military internship of cadets on the basis of the value component of interethnic tolerance, positive intercultural interaction // European Social Science Journal.- 2017. – № 2-2. – p. 138-142.
  3. .Belovolov V.A. Interethnic installations in a multicultural educational environment of a military institute // Problems of modern pedagogical education. – 2017. – № 56-3. – p. 197-204.
  4. Belovolov V.A. The cultural approach and the legal culture of the officer of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia: a methodological analysis // Directions and prospects for the development of education in the military institutions of the MIA of Russia. VII Int. scientific and practical Conference.- Novosibirsk, 2016.
  5. Belovolov V.A. Enrichment of educational work with an ethnocultural component as one of the conditions for the formation of ethnic tolerance of cadets at a military institute // Humanities and Education in Siberia. – 2014. – № 4 (16). – p. 44-52.
  6. Belovolov V.A. Axiological Foundations of the Professional Activity of the Officer of the Interior Troops of the Interior Ministry of Russia // Historical Heritage of the Great Patriotic War (1941-1945). Novosibirsk, 2015. – p. 178-192.
  7. Belovolov V.A., Sultanbekov T.I. Actualization in the educational work of the ethnocultural potential of the educational environment of the military institute // Pedagogy. – 2017. – V. 1. No. 5. -C. 95-99.
  8. Belovolov V.A. Model of formation of interethnic tolerance of cadets in the educational environment of the military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Legal and spiritual-moral education of the Russian officers. – Samara, 2015. – p. 284-288 ..
  9. Belovolov V.A., Sultanbekov T.I. Organization of experimental work on the formation of inter-ethnic tolerance of cadets // European Social Science Journal. – 2016. – № 5. – p. 240-245.
  10. Glinsky B.A. Gryaznov B.S., Dynin B.S., Nikitin E.P. Modeling as a method of scientific research (epistemological analysis). – Moscow: Moscow University Press, 1965. – 248 p.
  11. Grabar M.Y.Y., Krasnyanskaya K.A. The use of mathematical statistics in pedagogical research. – M .: Pedagogy, 1977. – 203 p.
  12. Novikov A.M. Methodology of education. – M.: Egves, 2002 ..


(©)В.А. Беловолов(2018)