В наше время повышается рост общественных ожиданий к системе образования и напрямую—к университету. В связи с этим, многое необходимо модернизировать, начиная от учебных помещений, а заканчивая самими преподавателями. Требования к организации образовательного процесса едины в каждом университете России. Университет—это огромная часть жизни каждого человека, которая формирует его как полноценную личность, и нельзя обходить стороной такую сферу исследования, как образовательную.
Важнейшей задачей сферы образования является удовлетворение образовательных потребностей общества в целом и каждого обучаемого в частности[4].
Образование—это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей производства [2] .
Удовлетворение потребностей студентов в образовательных услугах по своим основным характеристикам обусловлено сложными социально-экономическими условиями, в которых функционирует современное общество [3], становится актуальной проблемой современности .
Мы можем интерпретировать понятие Н. Хилла об удовлетворенности [5] так: удовлетворенность — это, прежде всего, показатель того, насколько предоставляемые образовательные услуги соотносятся с ожиданиями студентов в отношении получения профессиональных компетенций, которые у них были до поступления в университет.
Удовлетворённость образовательным процессом складывается из многих элементов, но необходимо выделить элементы, которые повышают удовлетворённость образовательным процессом. Далее будут рассмотрены различные элементы вовлеченности, влияющие на удовлетворенность образованием.
Для начала, рассмотрим факторы, которые влияют на вовлеченность в рабочий процесс, которые, по нашему мнению, подходят и для понятия вовлеченности в образовательный процесс.
Основными факторами, влияющими на вовлеченность в рабочий процесс, а в нашем случае—образовательный, являются:
- наличие стимулов;
- разнообразие работы; (в нашем случаем можно интерпретировать как разнообразие учебной деятельности)
- обратная связь; (между студентом и преподавателем) [1]
- желание идентификации с организацией; (в нашем случае—организацией—это университет)
- командные методы работы;
- участие в жизни университета;
- удовлетворенность различным трудом.
Таким образом, если данные факторы сохраняются при предоставлении образовательных услуг, то, скорее всего у студента будет высокая мотивация учиться, а это напрямую будет влиять на повышение удовлетворенности образовательным процессом.
Исследований на тему образования достаточно много, их часто проводят, так как это важная часть жизни человека. Считается, образование—это тот институт, который может постоянно меняться, поэтому предела совершенству нет. Так как в образовательном процессе много зависит от человеческих факторов, определенному человеку будет нравиться то, что может абсолютно не нравиться другому человеку. Например, в наше время все переходит в цифровую среду, кому-то это удобно и человек считает это достижением, а кто-то, по каким-то причинам, будет недоволен этим, и таких примеров большое количество.
Можно сделать вывод, что полной удовлетворенности добиться крайне сложно, даже если все элементы вовлеченности в образовательный процесс преподавательский состав университета учёл, то многое все равно зависит и от самого студента, так как если человек не захочет в первую очередь сам получать знания, быть вовлечённым в образовательный процесс, то все, что будет исходить от состава университета , тоже на него не подействует.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Обратная связь в образовательном процессе [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obratnaya-svyaz-v-obrazovatelnom-protsesse-mnenie-studentov-o-kachestve-prepodavaniya/viewer
- Образование как приоритетная отрасль национальной экономики [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-prioritetnaya-otrasl-natsionalnoy-ekonomiki
- Проблемы социальных конфликтов в современной психологии: сущность, детерминанты, регулирование. Москва, 2018. https://www.elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Fwww%2Eelibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D35180530
- Удовлетворенность как показатель качества образования в современном российском вузе [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-kak-pokazatel-kachestva-obrazovaniya-v-sovremennom-vuze-iz-opyta-konkretnogo-sotsiologicheskogo-issledovaniya/viewer
- Хилл, Н. Как измерить удовлетворенность клиентов / Н. Хилл, Дж. Брайерли, Р. Мак-Дуголл; пер. с англ. М.: “ИНФРА-М, 2005. 176 с.
LIST OF SOURCES USED
- Feedback in the educational process [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obratnaya-svyaz-v-obrazovatelnom-protsesse-mnenie-studentov-o-kachestve-prepodavaniya/viewer
- Education as a priority branch of the national economy [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-prioritetnaya-otrasl-natsionalnoy-ekonomiki
- Problems of social conflicts in modern psychology: the essence, determinants, regulation. Moscow, 2018. https://www.elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Fwww%2Eelibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D35180530
- Satisfaction as an indicator of the quality of education in a modern Russian university [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-kak-pokazatel-kachestva-obrazovaniya-v-sovremennom-vuze-iz-opyta-konkretnogo-sotsiologicheskogo-issledovaniya/viewer
- Hill, N. How to measure customer satisfaction / N. Hill, J. Brierly, R. McDougall; per. s engl. M.: «INFRA-M, 2005. 176 p.