У младших школьников с задержкой психического развития наблюдаются следующие патологии речи:
— бедный словарный запас, не подходящий возрасту;
— нарушенное звукопроизношение (нарушения свистящих (с, з) и сонорных звуков (м, н, л, р));
— низкая развитость лексико-грамматического строя речи;
— недостатки артикуляторного аппарата (мышцы языка напряжены, дефекты строения зубного ряда);
— недостаточная речевая активность.
У младших школьников с ЗПР развитие коммуникативных универсальных учебных действий происходит с опозданием.
В данной ситуации следует развивать у детей следующие коммуникативные универсальные учебные действия:
— планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение цели, функций участников, методов взаимодействия;
— постановка вопросов – активное совместная работа в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – обнаружение, распознавание трудности, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его осуществление;
— управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
— способность с достаточной полнотой и точностью высказывать собственные идеи в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Рассмотрим кейс-технологию как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с ЗПР в учебной деятельности.
Кейс-технология – способ обучения, основанный на анализе ситуаций, в котором используются описания реальных событий, проявляющихся в конкретной ситуации, «взятой из жизни». Обучающиеся должны исследовать ситуацию, проанализировать суть проблемы, предложить возможные пути решения и выбрать наиболее подходящие из них [3, с.13].
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-либо проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ, и беседу, дискуссию. В кейс-технологии особую роль играет беседа, дискуссия. Беседа — основная форма развития общения, которая часто применяется в начальной школе. В ходе беседы учитель учит ребенка вырабатывать навыки речи в коллективе. В процессе дискуссии создаются ситуации, побуждающая учащихся к активности, позволяющей выходить за пределы заданного. Необходимо научить детей общаться, не боясь высказывать свое мнение [4, с.25-28].
В кейс-технологии младшие школьники занимаются самостоятельным поиском знаний из разных источников. Исследовательская деятельность младших школьников осуществляется как диалоговая, при которой одни участники – исследователи, другие – оппоненты. Это определяет столкновение разных точек зрения, выбор доказательств, заинтересованность в установлении истинных и ложных высказываний. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу в кейс-технологии создают групповые формы работы — работа в парах. При организации работы в парах каждый ученик мыслит, предлагает свое мнение, в парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
Проектная деятельность — необходимое средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются коммуникативные действия такие, как развитие навыков работы в группе, формирование культуры публичных выступлений [2, c. 368].
Ролевые игры развивают коммуникативную УУД, способствуют формированию умений: принять и исполнить роль; ориентироваться в ролях партнеров; проводить и отстаивать свою точку зрения; склоняться к компромиссу.
В кейс-технологии заложены большие возможности для развития коммуникативных навыков взаимодействия. В первую очередь, способность осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В кейс-технологии, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив.
Таким образом, включение в урок кейс-технологии способствует развитию коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР, дает возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
Литература
- Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник. — Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2006. — 335с.
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С.; Бухаркина М.Ю. — 2-е изд., стер. — М: Академия, 2008. — 368 с.
- Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности // Химия в школе. 2008. №4. — с.13.
- Пырьева В.В. Кейсовая технология обучения и ее применение // Информатика и образование. 2009. № 11, С.25-28.
References
- Azbukina E., Mikhailova E. N. Basics of special pedagogy and psychology: Textbook. — Tomsk: publishing house of Tomsk state pedagogical University, 2006.- 335c.
- Polat E. S. Modern pedagogical and information technologies in the education system: a textbook for students. universities / Polat E. S. ; Bukharkina 2 — e Izd., erased. — M: Academy, 2008. — 368 p.
- Pajitnova V.V. Case-technology for development of giftedness// Chemistry at school.-2008.- №4.- p. 13.
- Pyreva V.V. Case study technology and its application. Informatics and education. — 2009. No. 11, P. 25-28.
© А.А. Кожурова, М.И. Неустроева, 2018