ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ. РОЛЬ ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

20 июля 11:26

В процессе становления экономической науки подход к определению понятий, детерминирующих само понятие «прибыль», постоянно менялся. Изначально прибыль определялась как доход, получаемый в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации [1].

Со временем значение термина «прибыль» расширилось, сейчас прибыль – это не только, полученный организацией доход, но и непосредственная характеристика итоговых результатов деятельности предприятия.

Таким образом, понятие «прибыль» выступает как основа экономического развития организации, характеризующее эффективность деятельности предприятия в каждой из сфер его деятельности (сбытовой, производственной, финансовой, инвестиционной и снабженческой).

С каждым годом прибыль, в условиях рыночной экономики, начинает играть все большую роль в управлении организацией и является определяющим при выявлении дальнейших целей использования полученных денежных средств [2].

Так выступая главной движущей силой рыночной экономики термин прибыль заключает в себе множество форм и типов, рассмотрим их ниже[3].                 

  1. Прибыль, бесспорно, является формой дохода любой коммерческой организации.
  2. Прибыль – неотъемлемая часть капитала организации, определяющая стоимость функционирующего капитала.
  3. Прибыль формируется при правильном распределении капитала и вследствие принятия ошибочных управленческих решений, а также при воздействии неблагоприятных внешних факторов организация может лишиться вложенного капитала и не получить запланированную прибыль. Исходя из этого, прибыль выступает платой за риски, которые возникают в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
  4. Прибыль представляет собой разницу между совокупными доходами и совокупными расходами, понесенными за определенный за определенный промежуток времени.
  5. Прибыль как инструмент управления организацией выполняет определенные функции. К ним относятся оценочная, стимулирующая и воспроизводственная функции.

 Оценочная функция определяет результат экономической деятельности организации, здесь прибыль показывает итог деятельности, зависящий от количества выпущеной и реализованной продукции, производительности труда, прочих доходов и расходов, себестоимости произведенной продукции или оказанных услуг[1].

В свою очередь воспроизводственная функция выступает одним из основных источников финансовых ресурсов организации, которые направляются на возобновление операционного цикла организации или инвестируются в рост производственного потенциала компании. Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что прибыль одновременно является и финансовым результатом, и основным элементом финансовых ресурсов организации.

Действительно, прибыль является основным внутренним источником формирования ее финансовых ресурсов, обеспечивающих ее развитие. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и тем выше уровень самофинансирования развития предприятия, обеспечения реализации стратегических целей развития[3].

При этом, в отличие от других внутренних источников формирования финансовых ресурсов, прибыль является постоянно воспроизводимым источником, и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

Таким образом прибыль один из важнейших источников формирования финансовых результатов деятельности организации, определяющий форму реализации экономических отношение, распределение и использование денежных ресурсов организации.

Финансовый результат показатель, отражающий изменение стоимости собственного капитала за отчетный период, полученного в результате своей деятельности. При положительном значении финансового результата можно говорить о приращении собственного капитала[1].

 При отрицательном значении финансового результата, прибыли за отчетный период не возникает и фиксируется убыток, что говорит об уменьшении собственного капитала и является негативным фактором.

В целях обобщения и систематизации показателей, влияющих на финансовый результат организации экономической службой, составляется отчет о финансовых результатах, в котором содержатся данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты[2].

Данные отчета о финансовых результатах играют огромную роль в управлении организации, его показатели позволяют пользователям проводить большой комплекс аналитических процедур, направленных на анализ прибыли предприятия.

Основная цель анализа отчета о финансовых результатах состоит в том, чтобы выявить факторы влияющие на изменение величины прибыли, изучить взаимосвязь этих факторов, и в итоге разработать план по увеличению прибыли организации.

Для этого отчет о финансовых результатах позволяет решить следующие задачи[3]:

  • изучить состав и структуру прибыли, путем вертикального и горизонтального анализа;
  • выявить и дать оценку как количественным, так и качественным изменениям придали под влиянием каждого различных факторов;
  • оценить соответствие фактических показателей прибыли ранее запланированным;
  • выявить возможности роста прибыли и разработать рекомендации по его достижению.

Таким образом, с помощью отчета о финансовых результатах, возможно оценить способности предприятия, воспроизводить денежные средства и аналогичные им активы, генерировать прибыль, стабильно функционировать, а также давать возможность сравнить информацию за разные периоды времени для того, чтобы определить тенденции интересующих пользователей показателей и финансового положения в целом.

 

Список использованных источников 

  1. Войтоловский Н.В. Экономический анализ: учебник для академического бакалавриата — 5-е изд.: Юрайт, 2019. — 620 с.
  2. Казакова Н.А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры — 2-е изд.: Издательство Юрайт, 2018. — 209 с.
  3. Рубцов И.А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие для для студентов вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. — 127 с.