В настоящее время дистанционное образование можно считать достойной альтернативой традиционным методам обучения. Развивающиеся с каждым днем интернет-технологии открывают учащимся безграничные возможности получить любую информацию: электронные библиотеки, видеоконференции, аудио и видео лекции, тренинги, семинары и т.д. Конечно, в большинстве случаев дистанционное обучение является платным, но с учетом расходов на проживание и питание в чужом городе оно может быть намного выгоднее в материальном плане.
Несомненным достоинством дистанционного обучения является возможность, в некоторых случаях может быть и единственная, для получения образования людьми с ограниченными возможностями. Благодаря современным интернет технологиям учащийся может получить необходимые знания независимо от своего местонахождения. Для этого нет необходимости тратить время и средства на дорогу, достаточно наличие хорошего интернета. Свобода выбора любого обучающего курса, удобного времени для его прохождения в любом месте, да еще и возможность совмещать работу с учебой делает дистанционное обучение особенно привлекательным для современного обучающегося, особенно семейного человека, которому приходится работать на двух-трех работах, чтобы обеспечить семью. Исходя из личных обстоятельств, наличия у учащего свободного времени и возможности, он волен выбрать скорость и график обучения. Обусловленное этими плюсами, основное сосредоточение спроса на дистанционный формат образования фиксируется в регионах. Действительно: именно в провинциях не хватает вузов соответствующего уровня, а заработная плата родителей не позволяет выделить десятки тысяч в год на обучение детей, достаточно умных, способных выпускников школ, из которых впоследствии могут вырасти прекрасные специалисты в любой сфере.
Еще одним плюсом такого вида обучения является социальное равновесие, которое заключается в том, что независимо от своего материального положения, социального статуса, состояния здоровья, места проживания, оно доступно всем. Если учащийся не прошел на бюджетное место, либо не имеет возможности обучаться на внебюджетном отделении, дистанционное обучение предоставляет ему все возможности для получения полноценного высшего образования онлайн. А в нашей стране немало таких детей, которые по состоянию здоровья и не могут посещать школы и ВУЗы для продолжения обучения и получения специальности, которая дала бы им возможность в дальнейшем зарабатывать себе на жизнь, и, возможно, на свое лечение! И потом, ни для кого не секрет, что в наше время, к сожалению, имеют место и издевательства, оскорбления со стороны сверстников в адрес детей-инвалидов и детей из малоимущих семей. И, к сожалению, не каждый преподаватель и классный руководитель способен пресекать подобные явления среди учащихся своего класса. Тем более, в наше время, когда человека судят по его одежде, дистанционное обучение является достойной альтернативой обычному формату обучения.
К плюсам дистанционного обучения можно также отнести, что ребенок с удовольствием садится за компьютер, когда уроки проходят дистанционно, но при этом, естественно, родителям следует контролировать его, особенно в младших классах, чтобы ребенок не отвлекался на какие-либо игры в интернете или развлекательные программы. В наше время, когда родителям приходится быть занятыми на 2-3 работах, и дети остаются без должного внимания со стороны старших с десятками волнующих их вопросов, на помощь им приходит интернет, где они могут найти ответы на все свои вопросы.
Современные дети с легкостью овладевают навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. И дистанционное обучение у многих из них, особенно младшего школьного возраста, ассоциируется с очередной компьютерной игрой. В данном случае педагогу без опыта дистанционной работы очень сложно организовывать обучение в надлежащем темпе и объёме.
Очень важным преимуществом дистанционного образования является то, что гораздо дешевле традиционного формата обучения. Обучаясь удаленно, человек не зависит от транспорта. Помимо экономии денег это позволяет сохранить массу свободного времени. Более того, организациям, которые предоставляют услуги обучения, не нужно арендовать помещения, покупать мебель и оборудование и содержать постоянный штат преподавателей.
Но при всем сказанном важно отметить, что дистанционное обучение имеет немало минусов тоже. В первую очередь хочется отметить малоподвижный образ жизни, который опасен в любом возрасте и обязательно приведет к нарушению осанки, кровообращения, снижению мышечного тонуса, раннему развитию шейного остеохондроза и т.д.
Вторым недостатком дистанционного обучения является отсутствие живого общения между преподавателем и учащимися, что исключает воспитательный процесс в полном объеме. Это, по нашему мнению, очень серьезный недостаток с учетом того, что родителям некогда заниматься воспитанием детей в связи с занятостью на работе, учителя дистанционно их воспитывать не имеют возможности, и ребенок предоставлен самому себе целыми днями.
В некоторых регионах нашей страны, особенно в горной местности, очень плохая техническая оснащенность, и этот факт создает трудности в дистанционном обучении, т.к. оно требует постоянного доступа к интернету и различным источникам информации. В процессе обучения учащиеся могут столкнуться с различными проблемами: может отключиться свет или выйти из строя компьютер, может оборваться интернет прямо во время важного онлайн-семинара. Удаленное обучение делает вас зависимым от технических средств.
Дистанционное обучение не предусматривает в достаточной мере методы устного общения с учащимися, вследствие чего в дальнейшем у них могут возникнуть проблемы с изложением своих мыслей в словесной форме. Личное общение с преподавателями и сверстниками порождает удивительные идеи, взаимопонимание и дружеские отношения между собой, что очень важно для общества.
Отсутствие постоянного контроля над учебным процессом, самостоятельной работой обучающегося тоже является своего рода недостатком дистанционного обучения. Учащийся, который должен обладать достаточной внутренней мотивацией и жесткой самодисциплиной, должен понимать, что результат обучения во многом обусловлен его сознательностью и самостоятельностью.
Подводя итог всему сказанному, мы хотим отметить, что дистанционное образование является достойной альтернативой традиционному обучению только в том случае, когда по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения. Это возможно, на наш взгляд, когда обучающийся занят на работе или не имеет возможности посещать учебное заведение по состоянию здоровья или в связи с проживанием в труднодоступных местах.
Список использованной литературы: