ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СФЕРЕ E-COMMERCE: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРГЕТИРОВАННОЙ РЕКЛАМЫ

3 декабря 10:21

В сфере электронной коммерции всё большую популярность приобретает такое явление, как таргетированная реклама. Она обгоняет по популярности остальные виды рекламного продвижения  коммерческих продуктов в силу своей удобности, целевой направленности и бюджетности. Однако, по мнению экспертов, правовое регулирование таргетированной рекламы недостаточно и требует серьёзных дополнений и изменений, так как ввиду особенностей её осуществления, могут нарушаться многие права потребителей.

Таргетированная реклама — это особый вид онлайн-рекламирования, при котором целевой характер рекламы определяется на основании данных о пользователе, о его действиях и предпочтениях и прочих психографических параметрах. Также параметры могут задаваться демографическими признаками, ориентируясь на национальность, экономический статус, пол, возраст, уровень образования, уровень дохода и занятость. Охват потенциальных клиентов, привлекаемых с помощью таргетированной рекламы, может меняться в зависимости от настроек, задаваемых субъектом коммерческой деятельности. Таким образом, собирая данные о том, какой товар человек хотел бы приобрести, накапливается также огромное количество прочих сведений о человеке. Чтобы «следить» за вами, таргетированные онлайн-объявления (а мы говорим именно об онлайн таргете) полагаются на, так называемые, данные Cookies или по-русски «Куки». Это небольшие файлы, которые позволяют сайту запоминать информацию между посещениями. Сегодня они являются необходимой частью работы любого коммерческого сайта. Этот инструмент позволяет рекламодателям отправлять более точные рекламные объявления. Например, компания Google, предоставляющая одну из крупнейших сетей интернет-рекламы, объединяет данные cookie с информацией, связанной с Вашим аккаунтом Google. А это, в свою очередь означает, что он может включать ваши веб-поиски, поездки на Google Maps, историю часов YouTube и установленные приложения для Android. Все эти сервисы в конечном итоге собирают такой массив информации, который может рассказать о человеке всё – от того где он живёт и чем владеет, до того чем питается и с кем общается.

Почему складывается мнение, что нормативно-правовое регулирование этой сферы уже не отражает современное положение дел? Изначально регулирование файлов Куки было установлено Директивой 2009/136 / ЕС европейского парламента и совета от 25 ноября 2009 года [1], в которой была оговорка о том, что если представитель услуг (вебмастер / создатель приложения) использует cookie для создания пользовательских профилей (аналитика, реклама и т.д.), то он обязан не только проинформировать каждого пользователя об этом, но и предоставить ему возможность блокировки и удаления этих файлов. Уже в 2009 году появлялись случаи утечки конфиденциальной информацией и торговли базами данных, содержащими такую информацию о гражданах в разных странах.

Это коснулось и Российскую Федерацию, поэтому с 1 июля 2017 года была усилена административная ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных. [2] В частности была установлена административная ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных и установлены штрафы в размере 1000 рублей до 3000 рублей, на должностных лиц — от 5000 рублей до 10000 рублей, на юридических лиц — от 30000 рублей до 50000 рублей).

С тех пор прошло достаточно много времени, Директива, как многие говорят, «морально устарела», поэтому правительство ЕС и приняло решение о замене Директивы Регламентом, который даст чёткие указания и механизмы регулирования. Теперь коммерческий мир замер в ожидании нового Регламента — ePrivacy Regulation, ведь именно в нём планируется устранить разрозненный подход к интернет-маркетингу, cookies, таргетингу и так далее.

На фоне подобного подхода в мировой практике, законодательная проработка положений о конфиденциальной информации в электронной коммерции и маркетинге в РФ кажется не то что недостаточной, но скорее отсутствует вовсе. Очевидно мнение, что необходимо больше внимания уделять нормативному закреплению E-commece не в рамках уже существующего законодательства, но в отдельных НПА, так как тенденции защиты персональных данных необходимо совершенствовать именно в этой сфере. Таргетированная реклама в интернете становится все более спорной, отчасти из-за того, какие действия компании предпринимают. Instagram, Facebook, Twitter поглощают всё большие объемы данных о нас, чтобы обещать своим рекламодателям возможность предоставлять гипертаргетированные объявления, которые наверняка принесут покупателей. Технические компании разрабатывают всё новые продукты, чтобы побудить вас принимать неверные решения о конфиденциальности и предоставлять им дополнительную информацию. Эти действия имеют далеко идущие социальные последствия. Теперь мы можем выявлять и выбирать мишенью наиболее депрессивных, одиноких или возмущенных людей в обществе. И если сейчас речь идёт о маркетинге и коммерции, то, что будет через пару лет?

Список литературы:

  1. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза
    2002/22/ЕС от 7 марта 2002 г. об универсальных услугах и правах пользователей в отношении сетей электронных коммуникаций и услуг
    (Директива об универсальных услугах) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pd.rkn.gov.ru (дата обращения: 18.01.2020).
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 07.02.2017 N 13-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212391 (дата обращения: 18.01.2020).
  3. Коммерческое право : учебник для академического бакалавриата / Б. И. Пугинский [и др.] ; под общей редакцией Б. И. Пугинского, В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 471 с.
  4. Толкачев, А. Н. Коммерческое право / Толкачев А.Н. — Москва :Дашков и К, 2018. — 360 с.