Танцевальная игра как средство развития двигательных навыков младших школьников

20 апреля 9:38
В федеральном государственном образовательном Cтандарте начального общего образования укрепление физического и духовного здоровья обучающихся выделено как одно из основных требований. Как отмечают исследователи, игра в младшем школьном возрасте занимает существенное место, наряду с учебной деятельностью. Применение танцевальных игр может эффективно повлиять на развитие двигательных навыков, физических возможностей, что является важной составляющей развития школьника.



Двигательный навык – одна из форм  действий ребенка. На основе знаний и опыта ребенок приобретает умение выполнять то или иное двигательное действие, учится практическим способам и приемам его применения. При неоднократных повторениях умение переходит в навык. Таким образом, двигательный навык – автоматизированная форма приобретенного двигательного действия.



Рассматривая вопросы двигательной активности детей младшего школьного возраста, необходимо учитывать характер их повседневной деятельности, связанной с обучением в школе. Для ребенка начало обучения – критический период, когда он начинает меньше двигаться. Снижение двигательной активности у первоклассников наблюдается в среднем 50%, по сравнению с дошкольниками. В младшем школьном возрасте по параметрам двигательной активности отмечаются существенные различия между мальчиками и девочками: у мальчиков эти показатели в среднем на 13 — 30% выше.



Совершенствование двигательных навыков предполагает соблюдение основных педагогических принципов:

  1. Сознательность и активность; 2. Систематичность; 3. Доступность; 4. Наглядность; 5. Прочность.


Каждый из этих принципов обучения двигательным навыкам находит свое отражение в сложных физиологических процессах, происходящих в организме. Для более быстрого образования двигательного навыка необходимы определенная степень физической подготовленности организма, сознательное и волевое отношение к тому, что предстоит делать, есть ли правильное представление о данном движении. Уже с первых попыток воспроизведения определенного движения практически начинается процесс образования навыка. Доступность, наглядность и систематичность уже объединяются в начале обучения, углубляясь, расширяясь и дифференцируясь. Психологической предпосылкой формирования двигательного навыка является сознательное отношение к занятиям, активное участие в них. Физиологически усиление внимания повышает возбудимость коры больших полушарий. Правильное представление о движении, его мысленное воспроизведение ведут к возникновению связей между сенсорными областями коры больших полушарий, премоторной и двигательными областями. Принцип систематичности предусматривает повторность упражнений и занятий, постепенное повышение нагрузки и сложности по мере развития физической подготовленности или тренированности, разносторонней работы, применение максимальных нагрузок, при этом осуществляется индивидуальный подход.



Для развития двигательных навыков детей младшего школьного возраста необходимо развивать двигательные качества – ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость.



Анализ теорий исследователей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, восполняется потребность в двигательной активности, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения детей в различные упражнения.



Танцевальные игры способствуют быстрому запоминанию  движений, интенсивности изучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. По аналогии физическая культура и игровой танец в целом направлены на физическое развитие и совершенствование природы человека.



С целью выявления двигательных навыков и умений учащихся было проведено опытно-экспериментальное исследование в начальной общеобразовательной школе №1 г. Вилюйска имени Г.И. Чиряева.



Исследование проведено среди третьеклассников.



Констатирующий эксперимент показал в контрольной группе 70% имеют средний уровень двигательных навыков и умений, 30% – низкий, детей с высоким уровнем двигательных навыков и умений не оказалось. Результаты экспериментальной группы: 80% обучающихся имеют средний уровень двигательных навыков и умений, 20% – низкий, как и в контрольной группе, обучающихся с высоким уровнем двигательных навыков и умений не выявлено.



Тест «Определение возможностей овладения опорно-двигательным аппаратом» Т. Барышниковой.



Проведенное исследование по определению физических возможностей овладения опорно-двигательным аппаратом показал следующие результаты: в контрольной группе 10 % имеют высокий уровень, 70% средний, а остальные 20% имеют низкий уровень овладения опорно-двигательным аппаратом. В экспериментальной группе у 80 % обучающихся показатели в норме, а у 20% показатели ниже нормы, обучающихся с высоким уровнем овладения опорно-двигательным аппаратом нет.



Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента были изучены уровни двигательных навыков и умений и овладения опорно-двигательным аппаратом. По результатам двух методик можно сделать вывод о том, что уровень двигательных навыков и умений младших школьников, участвовавших в эксперименте, находится на среднем уровне. Обучающиеся с низкими показателями по итогам наблюдения очень пассивны, никаких усилий не прилагают, чтобы хорошо выполнить заданные упражнения.



При проведении занятий необходимо соблюдать основные педагогические принципы: сознательность и активность, систематичность, доступность, наглядность, прочность. Каждый из этих принципов обучения   находит свое отражение в сложных физиологических процессах, происходящих в организме. Для более быстрого образования двигательного навыка необходимы определенная степень физической подготовленности организма, сознательное и волевое отношение к тому, что предстоит делать, правильное представление о данном движении. Доступность, наглядность и систематичность уже объединяются в начале обучения, углубляясь, расширяясь и дифференцируясь при дальнейших занятиях.



Принцип систематичности предусматривает повторность упражнений и занятий, постепенное повышение нагрузки и сложности по мере развития физической подготовки или тренированности, разносторонней работы, применение максимальных нагрузок, индивидуальный подход. Также обстановка занятий должна быть внеурочной, позитивной –  стимулировать раскованность. Приведем учебно-тематический план программы, позволяющей развить двигательные умения и навыки детей, владения опорно-двигательным аппаратом.



Таблица 1



Учебно-тематический план программы

















Название темы Цели и задачи
1 Шагай вперед, давай-давай — формировать первоначальную хореографическую подготовку,



— выявить уровень хореографических способностей детей;



— обучить правилам игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам.

2 Веселое путешествие формировать правильную осанку, вырабатывать навык «прямой спины»;



— формировать в детях способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений;



— развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.



— способствовать всестороннему развитию организма.



— снятие мышечного и психологического напряжения посредством танцевального движения.

3 Сказка о «Карандаше и резинке» — развивать умение импровизировать, показывая во время танцевальной игры произвольные танцевальные движения.



— развивать мышечную силу и гибкость детей.

4 Почувствуй ритм — развивать музыкальность, прививать правильное восприятие музыки;



— развивать чувство ритма и двигательные способности;



— развивать двигательные качества как: быстрота, выносливость и ловкость.

5 Прыжок — обучать танцевальным прыжкам;



— развитие двигательных качеств: силы, выносливости, точности, глазомера;



— совершенствовать навыки координации и пространственной ориентации.

6 В гостях у гномов формировать правильную осанку, вырабатывать навык «прямой спины»;



— развивать умение импровизировать, показывая во время танцевальной игры произвольные танцевальные движения;



— развивать умение свободно и правильно выполнять движения под музыку.

7 Танцуй вместе с нами — Обучение приемам танцевальных игр со словами и развивать двигательный навык младших школьников.
8 Ассорти — развивать двигательные качества: быстроту, выносливость и ловкость, силу;



— обучать правилам дыхания;



— развивать чувство ритма и темпа музыкального сопровождения;



— укреплять мышечный аппарат.

9 Необычный зоопарк — совершенствовать навыки координации и пространственной ориентации;



— развивать танцевальные способности;



— развивать чувство ритма и темпа музыкального сопровождения;



— развивать двигательные качества: ловкость, силу, быстроту, выносливость; глазомер.

10 Играй – танцуй, танцуй – играй — воспитание чувства ответственности, коллективизма;



— формировать правильную осанку, вырабатывать навык «прямой спины»;



— формировать в детях способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений;



— развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.



— способствовать всестороннему развитию организма.

11 Игра по станциям — обучать танцевальным прыжкам;



— развитие силы, выносливости, точности, глазомера, гибкости;



— совершенствовать навыки координации и пространственной ориентации;

12 Тянем спинки — формировать правильную осанку, вырабатывать навык «прямой спины»;



— совершенствовать навыки координации и пространственной ориентации;



— развивать чувство ритма и темпа музыкального сопровождения.

13 Фонарики — развивать умение импровизировать, показывая во время танцевальной игры произвольные танцевальные движения;



— развивать мышечную силу и гибкость детей.

14 Разбуди куклу — развивать умение импровизировать, показывая во время танцевальной игры произвольные танцевальные движения;



— развивать свободно и координационно правильно выполнять движения под музыку.

15 Калейдоскоп — закрепление представлений о значимости двигательной активности,



— создание позитивной, доброжелательной атмосферы;



— развивать чувство ритма и темпа музыкального сопровождения;



— закрепление дружеских отношений между членами группы.


 



Следующий этап нашей работы – проведение серии учебно-экспериментальных занятий с младшими школьниками.



Контрольный этап формирующего эксперимента – изучения физических возможностей овладения опорно-двигательным аппаратом у младших школьников – в контрольной группе выявил: 80% обучающихся имеют средний уровень, 20% – низкий, в экспериментальной группе 50% обучающихся имеют высокий уровень, а остальные 50% показывают средний уровень развития овладения опорно-двигательным аппаратом. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показывает улучшение результатов в экспериментальной группе, что дает нам основание считать целесообразной проведенную работу.



По результатам изучения уровня двигательных навыков можно сделать вывод о том, что нужно проводить систематическую работу по развитию двигательных навыков учащихся.  На основе проведенного исследования мы выяснили, что наиболее эффективным способом обучения может быть использование танцевальных игр во время занятия танцами, так как для младших школьников игра является наиболее доступным методом обучения в образовательном процессе. Увлеченные дети могут воспроизводить танцевальные движения всегда и неосознанно, что очень ценно для преподавателей, которые вырабатывают интуитивные навыки физических движений и любовь к танцу.



 



Литература

  1. Барышникова Т.А. «Азбука хореографии». – М.: РОЛЬФ,2006. — 272 с.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 143 с.
  3. Гужаловский, А.А. «Развитие двигательных качеств у школьников». – Народная Асвета, 2012.
  4. Матов В.Б., Иванова О.А., Шарабатова И.Н.«Ритмическая гимнастика для школьников», 2006. – 200 с.
  5. Фирилева Ж.Е., Рябчиков А.И., Загрядская О.В. «Ритмика в школе». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. – 211 с.
  6. Франио Г. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей». – М., 2000.


 



Literatura

  1. Baryshnikova T.A. «Azbuka horeografii». – M.: ROL’F,2006. — 272 s.
  2. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. – M.: Izd-vo Smysl; EHksmo, 2005. – 143 s.
  3. Guzhalovskij, A.A. «Razvitie dvigatel’nyh kachestv u shkol’nikov». – Narodnaya Asveta, 2012.
  4. Matov V.B., Ivanova O.A., SHarabatova I.N.«Ritmicheskaya gimnastika dlya shkol’nikov», 2006. – 200 s.
  5. Firileva ZH.E., Ryabchikov A.I., Zagryadskaya O.V. «Ritmika v shkole». – Rostov-na-Donu: «Feniks», 2014. – 211 s.


6.      Franio G. «Rol’ ritmiki v ehsteticheskom vospitanii detej». – M., 2000