На современном этапе актуальной становится организация образования, обеспечивающая развитие у детей таких компетенций, как: умение включаться в общественные процессы, осознание ответственности за свои дела и поступки, инициативность и самостоятельность.
В качестве главного преимущества дополнительного образования младших школьников, можно отметить свободный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие ребёнка.
Реализация программ дополнительного образования детей направлена на развитие мотивации младших школьников к познанию, творчеству, спорту и труду. Основной задачей является индивидуально-личностное проектирование образовательного пространства, способствующего самореализации личности.
Обучение по дополнительным общеобразовательным программам расширяет возможности ребёнка за счёт свободы выбора и вариативности целей. Создание ситуации успеха и положительной социализации мотивирует на поиск решений, применение экспериментов в исследованиях и преодоление трудности.
В центрах допобразования содержание образовательных программ направлено на: выявление, поддержку и развитие одаренных детей, создание комфортных условий для личностного роста, профессионального самоопределения и позитивной социализации, возмещения индивидуальных потребностей младших школьников в их развитии.
Дополнительное образование младших школьников выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объёма или качества образовательных ресурсов в семье и общественных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для достижений детей [1].
Потенциал дополнительного образования заключается в его возможностях по сохранению единого социокультурного пространства; преодолению национальной напряжённости и конфликтов на началах приоритета прав личности; равноправия культур; ограничения социального неравенства [2] и др.
Среди ученых не существует единого мнения о предпочтительности того или иного подхода к проблемам допобразования младших школьников.
Анализ позволяет выделить проблемы в деятельности учреждений дополнительного образования младших школьников:
— трудоёмкость реализации идей интеграции, недостаточную координацию и согласованность между структурами, занимающимися вопросами дополнительного образования младших школьников и т.д.
Для дальнейшего развития системы дополнительного образования младших школьников нужна разработка Стандарта с чёткой классификацией и разнообразием направлений образовательный программ, методическое и ресурсное обеспечение, мониторинг качества услуг, внедрение эффективного контакта с педагогами, обеспечение профессиональной подготовки кадров и поддержка молодых специалистов, внедрение инновационных форм работы с младшими школьниками, поддержка детских объединений – всё это будет способствовать сокращению асоциальных проявлений среди детей, их отказ от курения, алкоголизма, наркомании и т.д.
Поддержку государства должны получить программы, ориентированные на детей, требующих особого внимания (талантливые дети и с ограниченными возможностями, из малообеспеченных семей, из группы социального риска).
Список использованной литературы:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-p г. Москва. Концепция развития дополнительного образования детей // Российская газета. 2014.
- Корытов В.А. Генезис проблемы управления качеством дополнительного профессионально-технического образования в ситуации модернизации российского образования // Современные проблемы науки и образования. №4. 2008.
- Поволяева М. Н. Научно-методическое и информационное обеспечение системы ДОД // Вестник образования России. № 20. 2007. С.33-37.
© Л.С. Климова, А.В. Оконешникова,2018