Методы борьбы с финансовыми пирамидами в России на протяжении последних 30-ти лет постоянно менялись. Еще в 90-е годы прошлого столетия от спекулянтов пострадали как минимум 14 млн. вкладчиков (пирамиды Мавроди), что также причинило экономический ущерб стране, когда достаточно большие суммы денежных средств изымались из товарооборота и выводились за границу. После этого государство серьезно озаботилось тем, как бороться с финансовыми пирамидами и защитить людей.
Примерно в этот же период был издан Указ Президента РФ о создании Фонда по защите прав акционеров, основная цель которого заключалась в частичной компенсации и оказании помощи тем, кто пострадал от деятельности финансовых пирамид.
Однако тогда это были достаточно крупные организации, постоянно функционирующие на рынке не менее одного года, а их организаторы часто открыто появлялись в СМИ и телевизионных программах в качестве экспертов и иных официальных уважаемых лиц. Сегодня встречается большое количество мелких разнообразных проектов, существующих от пары недель до нескольких месяцев, редко проходя годовую отметку, а организаторы сохраняют статус инкогнито.
Современные финансовые пирамиды отличаются высокой адаптивностью бизнеса и ориентированы на разнообразные сегменты населения, в отличие от прежних крупных пирамид, где ориентированность была сразу на все население. Таким образом, одни финансовые спекулянты ориентируются на молодежь, другие – на безработных, третьи – на пенсионеров и т.д.
В борьбе с финансовыми пирамидами во всем мире наблюдается положительная тенденция. В настоящее время в Российской Федерации приняты меры по борьбе с финансовыми пирамидами, но их деятельность необходимо пресекать с первого дня их создания. Большинство финансовых пирамид зарегистрированы как ООО, интернет-компании, микрофинансовые организации. Финансовые пирамиды, в большинстве случаев, переносят свои головные офисы в оффшорные зоны. В России действует антиофшорная политика, но организаторам удается обнаружить пробелы в законодательстве и зарегистрировать свои компании в офшоре.
Центральный банк России, правоохранительные органы и органы исполнительной власти в регионах принимают превентивные меры против деятельности финансовых пирамид. Например, ЦБ России разработал специальную региональную модель борьбы с мошенниками, согласно которой все его главные управления будут принимать непосредственное участие в выявлении нарушений, а также консультировать правоохранительные органы по методике сбора информации об организаторах мошеннических схем, которая необходима для возбуждения уголовного дела. Центральный банк России запустил робота для поиска финансовых пирамид в Интернете. Искусственный интеллект обнаруживает подозрительные компании, после чего аналитики решают, законна ли их деятельность.
Среди механизмов борьбы с финансовыми пирамидами, используемых в настоящее время различными государственными структурами, можно выделить ряд эффективных мер:
- Со стороны Центрального банка РФ:
а) Блокировка сайтов, где была замечена сомнительная финансовая активность.
б) Ведение учета выявленных финансовых пирамид и не лицензированных организаций.
в) Введение двухуровневой системы пересмотра сомнительных финансовых операций, в частности, решений об отказах.
г) Соответствие международным стандартам в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
- Со стороны правоохранительных органов:
а) Введение уголовной ответственности за организацию финансовой пирамиды.
б) Лишение свободы за незаконное привлечение денежных средств.
в) Применение системы штрафов за активное распространение информации о фирмах с пассивным заработком.
- Со стороны федерального фонда по защите прав вкладчиков и акционеров:
а) Публикация разоблачающих материалов на официальном сайте, съемки реальных сюжетов;
б) Компенсационные выплаты из собственных источников гражданам РФ, пострадавшим от деятельности финансовых организаций, включенных в Реестр.
- Со стороны министерства финансов РФ:
а) Внесение поправок в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях против финансовых пирамид.
б) Дополнительные меры валютного контроля.
Для эффективной борьбы с недобросовестными финансовыми организациями следует провести следующие мероприятия:
- Создание многостороннего международного механизма, способствующего оказанию содействия странам по возврату незаконно выведенных денежных средств за границу.
- Введение программы в коммерческих банках, предоставляющей информацию об уровне риска вовлеченности в проведение сомнительных операций.
- Постоянное проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, направленных на разные возрастные демографические группы доступными способами (буклеты, видео-лекции, краткие телепередачи и т.п.). Учебные методические материалы по финансовой грамотности должны активно внедряться в образовательные программы школ и университетов.
- Активное освещение данной проблемы в средствах массой информации.
- Ужесточение законодательства, в частности ст. 172.2 УК РФ, а также ужесточение контроля за деятельностью организаций, зарегистрированных в оффшорных зонах, за интернет-компаниями и недавно созданных компаниях, организационно-правовая форма которых часто соответствует требованиям финансовых пирамид. Также необходимо привлекать к уголовной ответственности лиц, причастных к деятельности финансовых пирамид в России.
Список литературы
- Dendiberja M.Ju. Skoringovye modeli ocenki nedobrosovestnyh finansovyh operacij (na primere finansovyh operacij «Misselinga» i finansovyh piramid) // Molodye uchenye — Habarovskomu kraju: Materialy XXII kraevogo konkursa molodyh uchenyh i aspirantov. Redkollegija: I.N. Pugachjov [i dr.]. 2020. S. 5-10.
- Demidenko D.M., Vylegzhanina E.V. Problema finansovoj negramotnosti naselenija po voprosu finansovyh piramid // Sovremennaja finansovo-kreditnaja sistema: problemy i perspektivy: materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 83-86
- 3. Chernova V.V. Jekonomicheskaja bezopasnost’ rossijskoj federacii: protivodejstvie «finansovym piramidam» // Social’no-jekonomicheskie javlenija i processy. 2009. № 1 (13). S. 120-123.