Первый ретардер Voith был изобретен для железнодорожного транспорта. В XX веке в США на железной дороге уже можно было увидеть поезда огромной массы и длинны. И призванной решить задачу торможения подобного транспорта была призвана компания Voith. В 1961 году они разработали специальную трансмиссию, основанную на гидродинамическом принципе, способствующую длительному торможению.
Вскоре, в 1968 году, ретардеры переместились на автобусы, по инициативе Отто Кессборера – “отца” автобусов Setra. С тех времен практические все туристические лайнеры оснащены ими.
В середине 70-х они стали и появляться и на грузовых транспортных средствах [1].
Появление ретардера в автомобилях обусловлено, в первую очередь, особенностями тормозной системы. На транспортных средствах большой массы тормозная система испытывает серьезные нагрузки, особенно на длительных спусках [2]. Постоянное использование основной тормозной системы приводит к серьезным нагрузкам и, как следствие, сокращению срока службы, снижению эффективности и повышению вероятности отказа. В лучшем случае, при внимательности водителя и его грамотности — это потеря времени на остывание, в худшем – отказы тормозной системы и материальные потери. В таких условиях в целях экономии времени и средств, была очевидна разработка подобного вспомогательного тормозного устройства, способствующего разгрузке основной тормозной системы. Так же в современных условиях существует тенденция оптимизации, повышения эффективности, вследствие которой грузовые транспортные средства максимально нагружаются, и тормозная сила, способная остановить такое транспортное средство, тоже должна быть больше [3].
Использование этого устройства позволяет увеличить интервал технического обслуживания тормозной системы в 8 раз.
Электродинамический ретардер.
По своей конструкции — это электрический мотор, статор которого находится на корпусе автомобиля, ротор на – на карданном валу. Обмотка статора создает магнитное поле в момент поступления в систему питания, которое создаёт вихревые токи во вращающихся роторах, что способствует созданию достаточно хорошего момента торможения. Недостатком можно считать накаливание температуры до 600о, устранение которого можно осуществить установкой тепловой изоляции, ограничивающей поступление тока, но и уменьшающей момент торможения.
Гидродинамический ретардер.
Основан на принципе работы гидравлической муфты. Конструкция предусматривает также соединенный с ходовой системой ротор и статор, а также собственную систему смазки и охлаждения. Однако взаимодействие ротора и статора производится другим образом. При движении транспортного средства ротор “в холостую” прогоняет воздух по системе, а во время нажатия на тормозную педаль подаётся масло. Чем больше масла поступает в пространство вращения ротора, тем сильнее торможение. К преимуществам можно отнести компактность конструкции, небольшой вес, к недостаткам – более низкую эффективность. Особенностью является отсутствие поступления топлива в двигатель и полная концентрация системы охлаждения в момент работы ретардера.
Причины неисправностей.
Мастера, занимающиеся поддержкой технического состояния и ремонтом тягачей, выделают следующие наиболее часто встречающиеся причины неисправностей:
- Неисправности электрики, проводки;
- Неисправность датчика температуры;
- Недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе;
- Неисправность вентилятора охлаждения;
- Неисправность блока управления.
Симптомами неисправности являются:
- На экране бортового компьютера горит код неисправности ретардера;
- Отсутствие признаков работы ретардера;
- При затяжном спуске не поддерживается постоянная скорость автомобиля;
- Недопустимое повышение температуры охлаждающей жидкости;
- Недостаточный момент торможения;
- Торможение ретардера при малейшем нажатии на педаль.
Установка подобного устройства подобного устройства даже с экономической точки зрения полностью оправдана, ведь помимо повышенного уровня безопасности транспортного средства, экономится время перевозки грузов (отсутствие трат времени на остывание фрикционных тормозов системы) и увеличивается срок службы основной тормозной системы.
Список литературы:
- Б. Ретардер – тормоз-замедлитель [электронный ресурс] URL: https://news.ati.su/article/2014/06/03/Retarder__tormozzamedlitel-163954/
- Тормоз-замедлитель [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B7-%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C
- Что такое ретардер (тормоз-замедлитель) и почему он портится? [электронный ресурс] URL: https://www.cargonews.lt/aktualii/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B5%D1%80-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B7-%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB/