ГИДРОТРАНСФОРМАТОР

29 июля 12:47

Гидротрансформатор (ГДТ) – узел, находящийся между двигателем и автоматической коробкой переключения передач (АКПП).

       ГДТ выполняет следующие функции:

  1. Передача крутящего момента от двигателя к АКПП.
  2. Увеличение крутящего момента по мере разгона.
  3. Отсоединение трансмиссии от двигателя при торможении (выполняет роль сцепления, не дает ДВС заглохнуть).

Устройство.

ГДТ считается частью КПП, хотя конструктивно это самостоятельный агрегат.

Элементы ГДТ:

  • Насосное колесо.
  • Турбинное колесо.
  • Реактор.
  • Блокирующая муфта.
  • Трансмиссионное масло — ATF (automatic transmission fluid).

Насосное колесо находится ближе к АКПП, и с помощью корпуса соединяется с маховиком двигателя.

Турбинное колесо находится между насосным колесом и двигателем, и сидит на выходном валу, который соединяет его с АКПП.

Между турбинным и насосным колесом находится реактор. Это жестко закреплённое на валу колесо, которое может вращаться только в одну сторону.

Все эти три элемента – колеса с лопастями определенного профиля, способствующего беспрепятственной циркуляции масла.

Иногда ГДТ называют “бубликом”, из-за формы, которую образуют предельно сближенные друг к другу насосное и турбинное колеса [1]. Такая форма обеспечивает циркуляцию трансмиссионного масла, находящегося в корпусе.

Блокирующая муфта находится за турбинным колесом, ближе к двигателю.

       Гидротрансформатор имеет небольшие размеры, и в нем отсутствует жесткая связь между элементами (пока блокирующая муфта находится в нейтральном положении).

Принцип действия.

Маховик, получая крутящий момент от двигателя, вращает корпус, который в свою очередь вращает насосное колесо (насосное колесо вращается всегда, пока двигатель запущен).

       Насосное колесо запускает циркуляцию рабочего тела (трансмиссионного масла). Масло с лопаток насосного колеса отбрасывается на лопасти турбинного колеса, и оно начинает вращаться. Турбинное колесо направляет масло в реактор, из которого оно снова возвращается в насосное колесо, но уже с куда больше скоростью.                Турбинное колесо, вращаясь под действием циркуляции масла, передает крутящий момент на выходной вал (и в последствии на АКПП и колеса автомобиля).

       Вследствие увеличения скорости циркуляции масла внутри ГДТ, крутящий момент на выходном валу также увеличивается.

       Насосное колесо всегда вращается быстрее, ввиду потери кинетической энергии жидкости в процессе циркуляции. В определенный момент турбинное колесо перестает набирать скорость, и тогда блокирующая муфта прижимает два колеса друг к другу и они вращаются с одной скоростью (скорость маховика становится равной скорости ведомого вала).

       Во время циркуляции трансмиссионная жидкость сильно нагревается, и блокирующая муфта во время зацепления дает возможность снизить температуру.

Также ГДТ способен снижать обороты двигателя, повышая крутящий момент с коэффициентом трансформации до 2.4 [2].

При неизменном режиме работы насосного колеса, скорость вращения турбины может изменяться под действием сопротивления со стороны колес и ведомого вала (например, при нажатии на педаль тормоза). В данном случае ГДТ выполняет роль сцепления и при торможении колес двигатель не глохнет, потому что останавливается только турбинное колесо [2].

Можно рассмотреть ситуацию, при которой возрастает сопротивление движению – например, подъем автомобиля в горку. Частота вращения турбины уменьшается вместе с частотой вращения колес. Вместе с этим уменьшается противодействие циркуляции масла. Скорость движения жидкости увеличивается, происходит рост крутящего момента. Это можно сравнить с понижением передачи на механических КПП.

       Однако даже учитывая способность изменять величину крутящего момента, установка КПП необходима, ведь способности увеличения крутящего момента ограниченны, а функция включения задней передачи и отсоединения трансмиссии от ДВС отсутствует.

Неисправности.

  • Износ сцепления блокирующей муфты.
  • Разрушения лопаток. Продукты износа сцепления попадают в рабочее тело, и абразивные частицы повреждают лопатки.
  • Разрушение сальников, уплотнителей.
  • Разрушение подшипников.

Признаки неисправности.

  • Рывки при равномерном движении или при торможении двигателем.
  • Увеличение расхода топлива.
  • Потемнение масла.

Ремонт [3].

  1. Демонтаж.
  2. Промывка.
  3. Дефектовка.
  4. Замена уплотнителей.
  5. Замена фрикционных накладок и гидроцилиндров.
  6. Монтаж.
  7. Балансировка.

Меры предосторожности.

  • Регулярная замена масла.
  • Езда на умеренных оборотах.
  • Контроль за температурой рабочей жидкости.

 

Список литературы/ References

  1. Коробка-автомат: «бублик» АКПП, назначение, поломки и ремонт [электронный ресурс] URL:http://krutimotor.ru/korobka-avtomat-bublik-akpp-naznachenie-polomki-i-remont/
  2. Гидротрансформатор АКПП [электронный ресурс] URL: https://www.drive2.ru/b/784960/
  3. АКПП Дополнительное меню о гидротрансформаторах [электронный ресурс] URL: https://www.transakpp.ru/uslugi/hydrotr.html