Посредством износа деталей двигателя и образования зазоров существует необходимость в устройстве, способным устранять эти явления.
Изначально на автомобилях использовались механические регуляторы газораспределительного механизма. Использовались на автомобилях ВАЗ. Регулировка проводилась вручную, ориентировочно каждые 10 тысяч километров пробега. Снималась клапанная крышка и при помощи специального щупа производили выставление зазоров. В случае игнорирования этого мероприятия динамические характеристики ухудшались, повышался расход топлива, появлялся шум.
Конструкция совершенствовалась, и уже на переднеприводных автомобилях ВАЗ стали устанавливать механические толкатели, которые все равно нуждались в регулировке, но не такой частой.
Со временем появилась потребность в устройстве, автоматически проводящее подобные действия. Был изобретен гидрокомпенсатор [1].
Принцип действия основан на автоматическом изменении величины длинны гидрокомпенсатора на необходимую величину, равную образовавшемуся зазору в газораспределительном механизме.
Изменение величины длинны достигается за счет перемещения деталей под действием пружины и подачи масла из системы смазки двигателя [2].
Конструкция включает в себя:
- Корпус (в зависимости от конструкции это может быть цилиндрический толкатель, коромысло или часть ГБЦ);
- Плунжерная пара:
- Втулка (Направляет плунжер в четко заданном направлении и имеет с ним минимальный зазор, способствуя герметичности конструкции);
- Плунжер (Стальной цилиндр, имеющий в нижней части отверстие, соединяющее полости внутри плунжера и под ним).
- Пружина плунжера (Расположена между плунжером (в полости под ним) и втулкой);
- Обратный клапан (Стальной подпружиненный шарик).
Можно сказать, что эта деталь представляет собой маслонаполняемый цилиндр, имеющий подвижный поршень небольших размеров. Под давлением масло поступает в цилиндр. Находящиеся в цилиндре пружина и шарик перекрывают дренажное отверстие, через которое масло может выйти наружу, тем самым создавая некую упругость. Из-за небольшого коэффициента сжатия масла эти детали являются неким жестким элементом-посредником между распределительным валом и клапаном.
Пружина плунжера давит на плунжерную пару, за счет чего происходит прижатие корпуса гидрокомпенсатора к валу, до упора, делая зазор минимально возможным.
Кулачек распределительного вала в определенный момент такта давит на гидротолкатель, который в свою очередь открывает клапан.
Обязательными условиями долгого срока службы этих деталей являются:
- Своевременная замена масла;
- Отсутствие перегревов двигателя.
Симптомами возникновения проблем с этой деталью можно считать: характерный стук, щелчки, треск и шум в районе клапанной крышки.
Игнорирование подобных симптомов может привести к следующим последствиям:
- Потеря мощности двигателя;
- Увеличение расхода топлива;
- Прогорание клапанова;
- Износ скользящих шеек распредвала, коромысел, толкателей и самих клапанов. Следствие – заклинивание агрегата [В].
Можно выделить преимущества и недостатки установки гидрокомпенсаторов.
Преимущества:
- Автоматическая работа регулировки зазоров клапанов, не требующая обслуживания;
- Увеличенный ресурс системы газораспределительного механизма двигателя;
- Улучшенные динамические характеристики двигателя;
- Минимальный расход топлива;
- Тихая и плавная работа двигателя.
Недостатки:
- Зависимость от качества и количества смазки. Желательно использовать синтетические масла;
- Потребность в увеличении частоты замены масла;
- Более сложная конструкция (Следовательно, менее ремонтопригодная);
- Существует возможность забивания и ухудшения характеристик двигателя (Увеличения расхода, уменьшение тяги, шум).
Гидрокомпенсаторы выполняют важные функции в механизме ГРМ, и направлены на автоматизацию системы обслуживания двигателя. Даже учитывая минусы их установка полностью оправдана.
Список литературы:
- Гидрокомпенсаторы. Что это такое и почему они стучат [электронный ресурс] URL: http://avto-blogger.ru/dv/chto-takoe-gidrokompensatory.html
- Гидрокомпенсатор [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80
- Что такое гидрокомпенсаторы [электронный ресурс] URL: https://mytopgear.ru/interesting/engine/chto-takoe-gidrokompensatoryi/