Введение. В настоящее время в России одним из приоритетных направлений работы образовательных организаций является сохранение и укрепление здоровья школьников и обучающейся молодежи. В системе социальных ценностей здоровье человека занимает одно из ведущих мест. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для массовых занятий физической культурой различных групп населения [63].
Новокрещенов В. В. (2017) отмечает, что физическое воспитание в школе является эффективным средством социальной интеграции обучающихся, активного развития их индивидуальных качеств, достижения ими физического совершенства. Оно направлено на укрепление здоровья, повышение работоспособности, формирование высоких моральных качеств, силы и выносливости, воспитание здоровой и жизнерадостной молодежи. Реализация комплекса ГТО позволит существенно повысить уровень физической подготовленности и физического развития учащихся, сформировать здоровый, спортивный стиль жизни и улучшить качество жизни [68].
В целях повышения эффективности государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, Указом Президента Российской Федерации (РФ) № 172 от 24 марта 2014 г. (Указ) в Российской Федерации с 1 сентября
2014 г. был введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный
комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) [69].
Формат комплекса достаточно интересен и доступен для школьников: имеется соревновательный момент (с собой, со сверстниками, с нормативами) и выполнение нормативов предполагает всестороннее физическое развитие ребенка. Т.к. Указом предусмотрено определение понятия ВФСК ГТО как программной и нормативной основы системы физического воспитания, то разработанные нормативы выступают своеобразным запросом государства, в первую очередь адресованным образовательным учреждениям [21].
Таким образом, содействие подготовке обучающихся к выполнению нормативов ГТО является одной из важных педагогических проблем, без решения которой невозможно повысить уровень физической культуры личности и здоровья ребенка.
Цель исследования: разработать педагогические условия, способствующие повышению эффективности подготовки юношей 11-12 лет к сдаче нормативов комплекса ГТО в условиях общеобразовательной школы.
В науке не существует единого понятия термина «педагогические условия», но многие авторы (А. С. Белкин, Л. П. Качалова, Е. В. Коротаева,
Л. М. Яковлева) отождествляют условия с факторами, от которых зависит эффективность и целенаправленность функционирования педагогической системы. Это комфортная педагогическая среда, совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, которые обеспечивают реализацию поставленной педагогической задачи [10].
Проанализировав научную литературу по данному вопросы, мы выделили педагогических условия, соблюдение которых, по нашему мнению, способствует повышению эффективности подготовки учащихся к сдаче норм ВФСК ГТО:
1) включение в образовательную программу обучающихся курса внеурочной деятельности (ВНД) «Навстречу ГТО» в объеме один час в неделю.
2) внесение изменений в вариативную часть рабочей программы по предмету «Физическая культура», направленных на подготовку учащихся к сдаче норм ГТО.
Введение в учебный план курса ВНД «Навстречу ГТО» позволит организовать целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса учебного заведения. Оно должно предполагать интеграцию урочной и внеурочной деятельности по формированию ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, устойчивого интереса к занятиям физкультурой и участию в проекте ВФСК ГТО.
Изменение вариативной части рабочей программы по предмету «Физическая культура» осуществляются за счет внесения в ее содержание элементов, направленных на подготовку учащихся к сдаче норм ГТО, а, также, на максимальное использование ресурсов школы в процессе этой подготовки. В таблице 1 представлены изменения, которые были внесены в программу.
Таблица 1 — Изменения вариативной части программы по физической культуре для экспериментальной группы исследования
Раздел программы |
Стандартная программа учреждения |
Измененная программа (часов в год) |
тестирование уровня развития физических качеств |
3 |
9 |
легкая атлетика |
18 |
20 |
гимнастика |
18 |
10 |
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Многопрофильный лицей №1» г. Магнитогорска в период с 1.09.2018 по 31.05.2019. В эксперименте приняли участие 30 юношей, в возрасте 11-12 лет, обучающихся в шестых классах. Из них были сформированы 2 группы: экспериментальная – 15 обучающихся, средний возраст 11±0,07 лет и контрольная – 15 обучающихся, средний возраст 11±0,14 лет. Для получения знака ГТО необходимо выполнить 7 тестов на бронзу и на серебро, 8 – на золото. Для нашего исследования мы отобрали 8 тестовых упражнений, которые возможно выполнить в условиях нашего учреждения и проследить динамику результатов: бег на 30 м, бег на 2000 м, подтягивания из виса на высокой перекладине, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, челночный бег 3×10 м, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, метание мяча весом 150 г, поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин.
Результаты эксперимента. Итоговые результаты выполнения нормативов ВФСК ГТО представлены в таблице 2, динамика изменения средних показателей в экспериментальной и контрольной группах – на рисунке 1, общее количество знаков отличия в группах до и после эксперимента – в таблице 3, динамика – на рисунке 2.
Таблица 2 – Результаты выполнения норм ГТО в экспериментальной и контрольной группах
Группы |
Количество знаков отличия |
Достоверность |
|
начало года М±m |
конец года М±m |
||
экспериментальная |
9,9±1,3 |
13,4±0,3 |
p≤0,05 |
контрольная |
9,8±1,5 |
10,0±1,5 |
p≥0,05 |
достоверность |
p≥0,05 |
p≤0,05 |
|
Рисунок 1 – Динамика средних показателей результатов выполнения норм ВФСК ГТО в экспериментальной и контрольной группах
Из таблицы 2 мы видим, что в экспериментальной группе исследования произошел статистически достоверный рост результатов сдачи норм ВФСК ГТО III ступени (p<0,05) – повысилось количество обучающихся, получивших знаки отличия различного уровня по исследуемым тестам. По сравнению с началом исследования положительная динамика составила 35%. В контрольной группе наблюдается прогресс результатов, но он статистически не достоверен (p>0,05).
Таблица 3 – Общее количество знаков отличия в исследуемых группах до и после эксперимента
Группа |
Количество знаков |
|
начало года |
конец года |
|
экспериментальная |
79 |
107 |
контрольная |
78 |
85 |
Рисунок 2 – Динамика количества знаков отличия в исследуемых группах
Из таблицы 3 мы видим, что в экспериментальной группе количество полученных знаков выросло c 79 до 107 – прирост составил 35%, а в контрольной с 78 до 85, что составляет лишь 9%.
На основании полученных результатов исследования мы можем сделать вывод, что организационно-педагогические условия, а именно, введение курса ВНД «Навстречу ГТО» и изменение вариативной части рабочей программы по предмету «физическая культура», являются эффективным средством повышения результативности участия и заинтересованности обучающихся в ВФСК ГТО. Педагогический эксперимент показал эффективность применяемых педагогических условий, различия между количеством полученных знаков отличия в начале и в конце эксперимента статистически достоверны (p<0,05). Также, анкетирование детей и родителей показало повышение интереса и мотивации к участию в ВФСК ГТО как у взрослых, так и у обучающихся. Гипотеза исследования подтвердилась.
Список литературы
- Белобородова, Н. С. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий как показатель успешного обучения детей младшего школьного возраста / Н. С. Белобородова, И. В. Кузнецова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3 – С. 92–
- Гриднев, В. А. Новый комплекс ГТО в вузе : учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / В. А. Гриднев, С. В. Шпагин. – Тамбов : Изд-во ТГТУ, 2015. – 80 с.
- Тагильцева, Ю. Р. Система формирования положительной мотивации и пропаганда здорового образа жизни в рамках ВФСК «Готов к труду и обороне» / Ю. Р. Тагильцева // Педагогическое образование в России. – 2015. – №1. – С. 96–
- Уваров, В. А. Теоретико-методологические основы научного обоснования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне (ГТО) / В. А. Уваров, В. В. Новокрещенов // Вестник ИжГТУ им. М. Т. Калашникова. – 2017. – Т. 20, № 3. – С. 142–
- Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. № 172. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kremlin.ru/acts/bank/38224.
- Beloborodova, N. S. Vnedrenie v obrazovatel’nyj process zdorov’esberegajushhih tehnologij kak pokazatel’ uspeshnogo obuchenija detej mladshego shkol’nogo vozrasta / N. S. Beloborodova, I. V. Kuzne-cova // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. – 2014. – №3 – S. 92–97.
- Gridnev, V. A. Novyj kompleks GTO v vuze : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. uch. zaved. / V. A. Gridnev, S. V. Shpagin. – Tambov : Izd-vo TGTU, 2015. – 80 s.
- Tagil’ceva, Ju. R. Sistema formirovanija polozhitel’noj motivacii i propaganda zdorovogo obraza zhizni v ramkah VFSK «Go-tov k trudu i
oborone» / Ju. R. Tagil’ceva // Pedagogicheskoe obrazova-nie v Rossii. – 2015. – №1. – S. 96–99. - Uvarov, V. A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy nauchnogo obosnovanija Vserossijskogo fizkul’turno-sportivnogo kompleksa Go-tov k trudu i oborone (GTO) / V. A. Uvarov, V. V. Novokreshhenov // Vestnik IzhGTU im. M. T. Kalashnikova. – 2017. – T. 20, № 3. – S. 142–147.
- Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24.03.2014 g. № 172. [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : http://www.kremlin.ru/acts/bank/38224.