ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

26 декабря 12:42

В настоящее время большое количество успешных компаний создают франчайзинговые организации в других странах, так как международный франчайзинг стал одним из основных направлений для продажи товаров и услуг во многих государствах, а его распространенность в самых разных индустриях наглядно демонстрирует высокую степень его эффективности. Система международного франчайзинга создает благоприятные условия для выхода компаний на внутренние рынки других стран и стимулирует быстрое развитие их предпринимательской деятельности.

          Исследования по развитию международного франчайзинга проводили такие ученые как Д.П. Стригунова, Н.Г. Вилкова, В.А Белов, из которых следует, что международные франчайзинговые отношения выражены посредством определенного гражданско-правового соглашения – договором международного франчайзинга. По состоянию на сегодняшний день, унифицированное международно-правовое регулирование международного франчайзингового договора, а также его унифицированное определение отсутствуют, базовыми источниками правового регулирования договора международного франчайзинга являются национальное законодательство и источники lex mercatoria.

Перед настоящей статьей возникает цель выявить какой из международных правовых актов наиболее полно раскрывает суть международного франчайзингового договора, а также обеспечивает единое решение всех вопросов, связанных с его правовым регулированием. В данной научной статье необходимо проанализировать международно-правовые акты, мнения и рекомендации ученых-юристов по вопросу регулирования международного франчайзингового соглашения, кроме того, рассмотреть определение договора международного франчайзинга и определить его существенные условия.

Суть международного франчайзинга заключается в том, что франчайзер (правообладатель франшизы) предоставляет франчайзи (пользователю франшизы) право представлять свой бренд на международном рынке. При этом франчайзи может использовать в своей деятельности товарный знак, а так же ноу-хау и бизнес-модель в целом. Все права и обязанности сторон прописываются в соответствующем договоре – договоре международного франчайзинга.

Как уже упоминалось, в настоящее время не имеется общепринятой дефиниции договора международного франчайзинга. С точки зрения частного права, договор франчайзинга является международным, если он касается правопорядка двух или более государств, то есть в тех случаях, когда стороны договора – франчайзер и франчайзи – имеют свои основные места деятельности (коммерческие организации) на территории разных стран. Договор франчайзинга, включая международный, является своего рода коммерческим соглашением, поскольку его сторонами являются юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью[1].

Как уже указывалось выше, основными источниками правового регулирования договора международного франчайзинга являются национальное право страны и lex mercatoria. Национальное законодательство применяется к данному договору в силу автономии воли сторон или в силу действия закона, применимого в отсутствие соглашения о применимом праве между сторонами. Lex mercatoria – это автономный правопорядок, который добровольно формируется сторонами, участвующими в международных коммерческих отношениях, существующий независимо от национальных правовых систем. Этот набор правил используется в качестве альтернативы национальному законодательству, применимому в конкретном случае.

Такие влиятельные международные организации, как Международный институт унификации частного права (УНИДРУА), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная торговая палата (МТП), неоднократно совершали попытку определить договор франчайзинга в целом и договор международного франчайзинга в частности, а также установить общие правила его правового регулирования.

Так, УНИДРУА выпустил 2-е издание Руководства по международным договорам мастер-франчайзинга[2]. Оно всесторонним образом открывает заключение данного типа договора, от переговоров и составления основного договора франчайзинга, а также других сопутствующих его заключению договоров, до момента окончания правоотношений. Главным образом они касаются позиций сторон, непосредственно вовлеченных в процесс, т.е. франчайзера и суб-франчайзера, но также охватывают позиции суб-франчайзи в тех случаях, когда это является действительно необходимо.

В 1994 г. ВОИС опубликовала Руководство по франчайзингу[3]. В пункте 4 настоящего Руководства говорится, что «с юридической точки зрения франчайзинг основывается на договорном праве и не требует какой-либо специальной нормативной или законодательной структуры для своего функционирования и развития. Поэтому целесообразно с самого начала установить тот факт, что для обеспечения развития франшиз в экономике любой страны, не было и не будет необходимости в специальном регулировании франчайзинга. Тем не менее, некоторые государства все же решили принять законодательство, регулирующее отношения франчайзинга. Однако, чрезмерное регулирование может оказать негативное влияние на инвестиции в эту область».

В Руководстве по франчайзингу содержится определение договора: это соглашение о сотрудничестве между двумя юридически независимыми сторонами (франчайзером и франчайзи), расположенными в разных странах, по которому франчайзер предоставляет франчайзи исключительное право распространять свои товары и услуги в заведениях, которые подобным образом оборудованы, а также право на использование прав интеллектуальной собственности (торговые знаки, брэнды, торговые марки и т.д.), на предоставление секретов производства (ноу-хау), на получение технической и коммерческой поддержки, за определенное вознаграждение.

Раздел 5 Руководства по франчайзингу посвящен общему содержанию договора: права и обязанности франчайзера и франчайзи, порядок оплаты, соблюдение требований контроля качества; положения о расторжении договора; пролонгация договора и т.д. В Приложении 2 к Руководству представлен обзор прав интеллектуальной собственности, которые обычно включаются в договор франчайзинга.

В 2000 году МТП разработала Типовой договор международного франчайзинга[4]. Это контракт, направленный на продвижение товаров, который содержит единые правила, рекомендованные МТП участникам правоотношений. При его создании составители намеривались предусмотреть основные права и обязанности сторон, а также избегать применения национального законодательства любой страны. Основной причиной создания данного типового контракта стало отсутствие международной унификации правоотношений о франчайзинге и необходимость обращения к внутреннему законодательству, что является недостатком, поскольку законодательства отдельных государств не учитывает потребности и особенности международной торговли, ведь данные нормы имеют значительные отличия в отдельных государствах[5].

Однако, как указывает В.А. Белов, типовой договор МТП вряд ли можно отнести к актам международной частноправовой унификации в буквальном смысле. Несмотря на то, что они называются «типовыми», они носят чисто рекомендательный характер, и практика их применения основана исключительно на профессиональном авторитете разработчика. Типовые контракты имеют такое содержание, которое называется «сбалансированным» и «свободным от конъюктуры». Баланс означает равную степень заботы об интересах обеих сторон, свобода от конъюктуры – это оценка этих интересов с точки зрения компетентного, справедливого, разумного и беспристрастного наблюдателя. В этом отношении они похожи на акты частноправовой унификации.

В то же время, очевидно, что нормы, содержащиеся в типовых договорах, не предназначены для общего применения, как бы они не были выполнены – напрямую или посредством реализации их положений в национальном законодательстве. В этом проявляется основное различие между типовыми контрактами МПТ и актами международной частноправовой унификации[6].

Наиболее важным моментом переговоров в данных отношениях является согласование первоначального документа, которым, как правило, является договор мастер-франчайзинга. Как уже упоминалось, данный вопрос полностью освещен в Руководстве по международным договорам мастер-франчайзинга (УНИДРУА). В соответствии с пунктом 1 настоящего руководства, франчайзер предоставляет другому лицу, суб-франчайзеру исключительное право предоставлять франшизы суб-франчайзи на определенной территории (стране). Иначе говоря, суб-франчайзер в другой стране обладает правовым статусом франчайзера. За предоставление данного права суб-франчайзер выплачивает франчайзеру денежное вознаграждение. Данное вознаграждение чаще всего принимает форму первоначального взноса, которое может принимать и иные формы (паушальный взнос), а также регулярное денежное вознаграждение (роялти), составляющих процент от дохода торговой деятельности суб-франчайзи. В договоре мастер-франчайзинга существенным образом предусмотрено два договора: международный договор между франчайзером и суб-франчайзером (договор мастер-франчайзинга) и внутренний договор франчайзинга между суб-франчайзером и каждым из суб-франчайзи (договор суб-франчайзинга).

После согласования договора мастер-франчайзинга устанавливаются базовые правила для сторон. Дальнейшие соглашения будут зависеть от первоначального документа. Если он не будет согласован должным образом, с большой вероятностью могут возникнуть значительные проблемы с заключением последующих соглашений, поскольку из-за их несовершенного изучения могут появиться существенные пробелы в содержании договора.

Ключевые элементы договора международного франчайзинга для каждого из сторон. Таким образом, для франчайзера они заключены в следующем: а) лицензирование секрета производства (ноу-хау), воплощённое в руководствах по эксплуатации и постоянно обновляемое с помощью системы обучения и оказания помощи; б) лицензирование товарных знаков и знаков обслуживания; в) оказание помощи в отношении дистрибуции и менеджмента.

Для франчайзи: а) осуществление франчайзером разумного контроля за качеством деятельности франчайзи, для защиты своих прав интеллектуальной собственности; б) выплата паушального взноса и роялти в обмен на право использования этих нематериальных благ; в) участие в учебных курсах, организованных фрачайзером; г) использование товарных знаков и знаков обслуживания франчайзера; д) строгое соблюдение коммерческих правил и стандартов франчайзера; е) передача информации франчайзеру, которая может быть подходящей для улучшения его сервиса.

Для обеих сторон: система разрешения споров, в том числе порядок выдачи претензий и возможности их решения.

Следовательно, на основании вышеизложенного делаем вывод, что существенными условиями договора международного франчайзинга являются: 1) секрет производства (ноу-хау), который включает в себя любую конфиденциальную, ценную информацию, являющуюся собственностью фирмы, опыт и методы работы франчайзера, которые позволяют франчайзи повторить его успех. Сюда также входит оказание коммерческой и технической помощи франчайзера и тренинги, которые он организует для франчайзи. В обмен франчайзи обязуется не нарушать права интеллектуальной собственности франчайзера и принимать все возможные меры для защиты конфиденциальных данных; 2) коммерческое обозначение, товарные знаки и патенты. Признание клиентов на рынке и их уверенность в хорошем качестве товаров и услуг напрямую связаны с узнаваемостью товарного знака, который является одним из ключевых элементов успеха франчайзинговой сети. Франчайзи подтверждает, что франчайзер обладает всеми правами интеллектуальной собственности, и обязан контролировать качество товаров (услуг), производимых (оказываемых) франчайзи; 3) товары и территория. Четкое определение линейки товаров и услуг, а также зон для их дистрибуции является очень важным условием для достижения стандартов качества, также это даёт возможность франчайзи поддерживать запас товаров для удовлетворения потребностей клиентов и соблюдать все необходимые требования, установленные к продажам; 4) оплата первоначального взноса и роялти. Стороны точно должны определить форму и срок платежа, принимая во внимание тот факт, что существует множество вариантов оплаты роялти, неуплата которых может рассматриваться как нарушение договора и привести к возможности его одностороннего расторжения; 5) срок действия договора и его пролонгация. Стороны вправе заключить договор на определенный или неопределенный срок. Следует внимательно изучать условия, при которых договор может быть продлен, перезаключен или расторгнут, а также последствия таких действий.

В заключение следует отметить, что из-за существенного развития франчайзинга на международном рынке вопрос его международного регулирования становится все более востребованным. В настоящее время нет унифицированного определения договора международного франчайзинга, а также единой правовой структуры для его закрепления, поэтому за его паровое урегулирование отвечают нормы национального законодательства и нормы источников «lex mercatoria». Опытные юристы в сфере международного частного права, а также известные и авторитетные организации, как УНИДРУА, ВОИС, МТП предпринимают попытки дать определение договору международного франчайзинга и урегулировать данный институт. Типовой договор международного франчайзинга МТП в настоящее время широко используется в международной практике, предлагает сторонам договора гибкие формулировки решений, которые точно соответствуют потребностям бизнеса. Однако ученые считают, что нормы, содержащиеся в типовых договорах, не предназначены для общего единообразного применения без хотя бы минимальной адаптации условий данных договоров к особенностям конкретных ситуаций.

Таким образом, на данный момент международное регулирование франчайзинга представлено средствами его регулирования негосударственными международными организациями, ни одно из которых не дает полной картины относительно правового регулирования этого вида частноправовых договоров в международной торговле. Упомянутые выше акты «lex mercatoria» являются как бы дополняющими друг друга. Однозначно можно утвердить, что в данный момент назрела необходимость в унифицированном международно-правовом регулировании договора международного франчайзинга и в закреплении его унифицированного международно-правового определения.

 

Источники:

 

  1. Белов В. А. Международное торговое право и право ВТО: учебник. ― Т. 1. Понятие и источники. Обычаи. Международные договоры. М.: Юрайт, 2014. — 348 с.
  2. Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М.: «Стаут», 2002. — 511 с.
  3. Руководство по франчайзингу. Женева: ВОИС, 1995. — 82 с.
  4. Руководство УНИДРУА 1998 г. о договорах международного мастер-франчайзинга (второе издание) // Официальный сайт Международного института унификации частного права: URL: http://www.unidroit.org/guide-to-international-master-franchise-second-edition. (дата обращения: 18.01.2020)
  5. Стригунова Д.П. «Договор международного франчайзинга» // Современное право. 2014. N 12. С. 135 – 141.
  6. Типовой контракт международного франчайзинга МТП. Публикация N 557. Серия: «Издания Международной торговой палаты». На рус. и англ. яз. М., 2002.

 

[1] Стригунова Д.П. «Договор международного франчайзинга» // Современное право. 2014. N 12. С. 135 – 141

[2] Руководство УНИДРУА 1998 г. о договорах международного мастер-франчайзинга (второе издание) // Официальный сайт Международного института унификации частного права: URL:

[3] Руководство по франчайзингу. Женева: ВОИС, 1995. — 82 с.

[4] Типовой контракт международного франчайзинга МТП. Публикация N 557. Серия: «Издания Международной торговой палаты». На рус. и англ. яз. М., 2002.

[5] Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М.: «Стаут», 2002. — 511 с.

[6] Белов В. А. Международное торговое право и право ВТО: учебник. ― Т. 1. Понятие и источники. Обычаи. Международные договоры. М.: Юрайт, 2014. 348 с.