Проблема общения и отношений между людьми занимает одно из центральных мест в современной психологии. На данном этапе психологической науки существует множество определений понятия общения. На наш взгляд, наиболее общим является определение
Г.М. Андреевой. Она считает, что общение является сложным процессом взаимодействия между людьми, которое заключается в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга» [1].
Роль общения возрастает в подростковом возрасте. Это напрямую связано со специфическими особенностями подросткового возраста. У ребенка подросткового возраста изменяется социальная ситуация развития, возникает «чувство взрослости» [2]. Он стремиться выйти из-под попечительства родителей, сравнивает себя с более старшими людьми, требует, чтобы его мнение уважали, а его самого воспринимали серьезно. [2]. У детей-подростков в процессе общения могут возникать проблемы, которые получили название психологические барьеры. В данной статье мы более подробно остановимся на вопросе психологических барьеров в подростковом общении.
Существует большое количество определений понятия психологического барьера. Это объясняется многоплановостью его проявления в различных видах социальной активности. Мы будем опираться на определение С.Ю. Головиной: «Барьер психологический – психическое состояние, проявляемое как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий, – внутреннее препятствие психологической природы: нежелание, боязнь, неуверенность и пр.»[3]. Препятствия в общении влекут за собой падение продуктивности коммуникации, создание напряжения и негативных эмоций. Во многих случаях они становятся главным поводом к конфликтным ситуациям.
Все барьеры общения психологи делят на две категории: психологические и коммуникативные. Психологические барьеры появляются в результате индивидуально- психологических качеств людей, которые втягиваются в процесс общения, а также по причине особенностей взаимоотношений между партнерами. Центральным для созданий ситуаций неэффективного общения становятся личностные взгляды. Из-за того, что каждый человек истолковывает события и явления окружающего мира субъективно, дает им оценку с точки зрения своего персонального опыта, в отдельных случаях ему бывает непросто понять собеседника, у которого не такая точка зрения и совершенно другие особенности восприятия. Среди психологических барьеров общения в психологии выделяют:
1. Эстетические – появляются в условиях, когда человеку не нравится внешний вид собеседника. Это может касаться особенностей его внешности, стиля одежды, определенных деталей гардероба.
2. Интеллектуальные – проявляются в разнице типов мышления, скорости совершения мыслительных операций и различиях ступени интеллектуального развития. Например, общение оптимиста и пессимиста иногда можно назвать плодотворным, ведь один будет стремиться искать в каждой ситуации плюсы и пути выхода, а второй-заострять внимание на негативе. Интеллектуальным барьерам соответствует барьер некомпетентности, когда человек не ориентируется в рассматриваемой теме. Это создает у собеседника чувство огорчения или раздражения.
3. Мотивационные – обнаруживаются тогда, когда у людей различные цели. Это приводит к отсутствию понимания, ошибочному восприятию информации.
4. Моральные или этические – продуктивности общения препятствует противоположность нравственных позиций, принципов, взглядов.
5. Барьер установки – если у личности есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова рассматриваются не объективно, зачастую с внутренним сопротивлением. Данный барьер может появиться как итог прошлого опыта общения или на основе отзывов других людей.
6. Барьер негативных эмоций или плохого физического состояния – относится к возникающим в определенных условиях барьерам. Нередко проблемы в общении появляются, когда у человека плохое настроение или самочувствие, и он не настроен на создание контакта с другими [4].
Коммуникативные барьеры возникают в том случае, если между партнерами по общению есть несоответствие словесного запаса. К этой группе также относятся проблемы, которые связанны с недостатком аналогии понятий в разных языках и различные сложности перевода.
Исследуя основные виды коммуникативных барьеров А.А. Бодалев обращает внимание на следующие:
1.Смысловые – появляются, когда партнеры по общению под сходными понятиями предполагают разные вещи. Например, один человек фразу «хорошее средство достижения цели» рассматривает, как способ, который не навредит другим людям, а второй индивид понимает данное высказывание как стратегию достижения нужного любой ценой, даже если окружающие люди станут жертвами.
2.Логические – проявляются, если человек не в состоянии четко и последовательно излагать свои мысли. В подобном диалоге нарушаются причинно-следственные связи, часто возникает фальсификация понятий.
3. Фонетические – плохая техника речи, когда слова звучат неясно и расплывчато, что препятствует восприятию информации [4].
Когда говорят о психологических барьерах общения в подростковом возрасте, характеризуют их как некоторое столкновение между индивидуально-личностными особенностями ребенка и конкретными внешними ситуациями, которые вступая во взаимодействие, побуждают его испытывать страх, сомнения, агрессию, отчаяние, смирение, депрессию, апатию и другие эмоциональные состояния. Подобные реакции вынуждают подростка выходить из зоны своего комфорта, углублять свой кругозор, совершенствовать свои общественные навыки. Мы особо подчеркиваем положительную и отрицательную стороны психологических барьеров. Трудностью выступает то, что очень часто подростки не понимают, как правильно понять и среагировать на ту или иную ситуацию, вызвавшую у него недовольство. Не успев своевременно справиться с проблемами, у ребенка подросткового возраста происходит взаимоналожение друг на друга разных эмоциональных реакций, что может повлечь в последующем к психологическим травмам. Для того чтобы избежать травмирования психики ребенка, его окружению и преподавателям следует проводить с ним больше времени в совместной деятельности, уделять внимание его психическим состояниям, максимально поддерживать его, беседуя на различные темы, проводить индивидуальные и групповые психотренинги по формированию навыков бесконфликтного общения.
Для преодоления «барьеров», по мнению психологов, нужно точно понять ситуацию, конкретно выяснить причины образования «барьера» и в дальнейшем действовать учитывая вид барьера, вызвавшие его ситуации. Для продуктивного общения личности важно понять, как он принимается и оценивается другими людьми, лучше понимать причинно-следственные связи и предмет общения. Необходимо помнить о том, что общение – это неотделимая часть нашей жизни. Мы общаемся постоянно, даже когда молчим (например, с помощью мимики и жестов). Главным положением в работе по предотвращению барьеров общения являются совместная деятельность подростков и их окружения, взаимопонимание между ними, сформированность навыков справляться с ситуациями, вызывающими барьеры общения [5].
Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 1998.
2. Эльконин Д. Б. Психология развития человека. – М.: Аспект-Пресс, 2001.
3. Манина В. А. Понятие психологического барьера в зарубежной психологии // Самарский научный вестник. 2013. №4. С. 108-111.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб., 1999.
5. Бодалев А. А. Психология общения. – М.: 2007.