Современные образовательные технологии в начальной школе достаточно актуальны в наши дни. Эти технологии имеют ориентир на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.
Игровые технологии в младшем школьном возрасте. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю [1, c 132].
Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании 145 учащимся под контролем учителя новых продуктов (товары или услуги), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость [1, c 145].
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важным является умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование [1, c 158].
Моделировать технологию урока, требующего времени — не простая задача для самого учителя. Учитель должен на каждом уроке показывать разные стратегические ходы, чтобы в дальнейшем способствовать ученика к постоянному саморазвитию и чтобы не было репродукции со стороны учащегося. Ведь именно от качественного образования зависит будущее нашей страны, какую специальность выберут наши подопечные. Именно от учителей начальных классов зависит, какой путь выберет тот или иной ученик. Нам прекрасно известно, что личность ребенка формируется именно в школе. Таким образом, если мы вырастим ленивых детей, способных только к репродукции, то будущее значительно замедлит темпы роста и развития во всех сферах жизни человека. Самореализация, самосовершенствование должно присутствовать у каждого из нас в современном обществе. Только тогда будет польза всем.
Наблюдательная практика. С первого дня практики мы вели дневник по деятельности ученика и учителя. В ситуации, когда учитель просит выйти на доску решить задачу, а дети затрудняются в объяснении своих ходов и в формулировании правильного ответа на вопрос задачи. Здесь, на наш взгляд — проблема выразить свою точку зрения. В связи с этим можно предложить вводить в уроки начальной школы устные выступления перед классом. Частые выступления перед классом улучшат их формулировку мыслей и речь. Более того, нынешнее поколение в свободное время, в каникулярные дни не желают проводить за чтением книг, что усугубляет их словарный запас. И для большинства учителей ставятся пути решения этой проблемы. Книг постепенно начинают заменять электронные книги, которые способствуют к ухудшению зрения уже в начальной школе. Хорошая грамотная речь является золотым ключом ко всем дверям нашего современного общества. Поэтому школьникам нужно на дом задавать больше заданий с устной частью, чем письменной.
На игровой технологии можно урок провести в виде квест-игры. Детей разделить на команды и на листочке прописать им задания. Здесь будет использован частично-поисковый метод познавательной деятельности. Тогда детям уроки будут казаться разнообразными, интересными.
Практическая технология. Наша система образования устроена таким образом, что теоретическая часть преобладает над практической. Каждый раз видеть иллюстрацию, демонстрацию в книге или презентации не дает полного представления о предмете или явлении. Поэтому для младших школьников, активно познающих окружающий мир, необходимо показать при возможности все детали. Например, на уроке естествознании детям, изложив теоретическую часть, можно в конце темы закрепить практической частью: выезд на природу, зоопарк, музей и т.п. Это способствует хорошему запоминанию того или иного предмета из школьной программы. Тогда уже в среднем звене им станет легче учиться по предмету биология, география.
Информационная технология. Использование ИКТ создает ситуацию новизны, актуальности, знакомит учащихся с достижениями современной культуры, искусства, литературы, науки, техники. Ученики ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов, что повышает их познавательную активность. Без использования ИКТ уже никакая школа 21 века не обойдется. Они нам помогают проиллюстрировать дополнительный материал, которого нет в учебниках.
Таким образом, современные образовательные технологии в начальной школе дают учащимся самим найти пути решения к поставленной задаче, также не способствуют к репродукции. Одним словом, знания не будут даваться учителем в готовом виде. Учитель выступает лишь как помощник, выдвигающий в правильное русло. Это поможет к стремлению добывать знания самим детям. Активно будут работать мыслительные операции, которые во взрослой жизни пригодятся каждому.
Литература
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
References
- Selevko G.K. Technologie éducative moderne: manuel. — M.: Education publique, 1998.
© А.А. Местникова, А.Г. Ларионова, 2018