К коммуникативным действиям относятся:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, роли участников, способов взаимодействия;
- Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации [1. с. 41].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что коммуникация обучающихся очень важна, так как влияет на успешность ребенка в учении, помогает успешной адаптации к школе, способствует дальнейшим успехам в будущем.
Как формировать у обучающихся коммуникативные умения? Учитель должен умело планировать уроки, для формирования универсальных учебных действий. Методы, такие как беседа, работа в парах, работа в группах благоприятствуют росту коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.
Мы провели исследовательскую работу по данной теме и в качестве гипотезы поставили следующее предположение: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках возможна, если использовать системы заданий, которые бы учитывали особенности совместной работы и соответствовали интересам и возможностям учащихся.
В исследовании были использованы следующие методы:
- Анализ литературы;
- Наблюдение за процессом исследования в классе;
- Социальный опрос;
- Педагогический эксперимент.
В исследовании фигурировали школьники 2 «Б» класса компенсирующего обучения, всего 17 из 21 ученика приняли полное участие.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа.
В первом этапе был предложен опрос, для выявления уровня сформированности коммуникативных умений у обучающихся:
- Взаимодействую с учителем, отвечаю на ее вопросы.
- Умею работать с учебником и дополнительными материалами.
- Умею договариваться с одноклассниками, находить общий язык. Решать проблемы.
- Я могу быть лидером класса, или группы.
- На уроках умею точно и четко выражать свое мнение, точку зрения, пересказывать рассказ и т.д.
Из опроса выяснилось, что дети 2 «Б» класса умеют втягиваться в диалог с учителем. Большинство учеников умеют работать с дополнительными материалами, находить информацию по задаваемым вопросам. 10 из 17 учеников умеют выявлять и решать конфликты. По вопросу лидерства только 6 учеников видят себя лидером класса либо группы. Точно и четко выражать свои мысли, по мнению самих учащихся, могут 9 из 17 опрошенных учеников. Учащимся трудно в сфере коммуникации по управлению поведением товарища – контроле, коррекции, оценке его действий. Вместе с опросом мы привели методику Дж. Морено «Социометрия». Данная методика позволяет выявить статус учеников в классе. Эта методика была проведена с целью выявления изолированных учеников [2]. Далее была проведена работа с такими учащимися для устранения данной категории.
После опроса на втором – формирующем этапе нами были подобраны задания, которые были нацелены на повышение уровня коммуникативных умений у обучающихся. Были предложены типы задания на подбор подходящих по смыслу слов, на нахождение глагола, умение составлять связный текст и сложные слова. А подбирали они с помощью таких способов, как нахождение однокоренных (родственных) слов, также с помощью ударения, с помощью орфографического словаря.
Третий контрольный этап исследовательской работы проводился с целью прослеживания динамики сформированности коммуникативных умений у учащихся. В контрольном этапе, как и в констатирующем, материалом послужил тот же опрос, который был ранее.
По итогам проведенной работы по формированию коммуникативных умений у учащихся 2 «Б» класса на уроках русского языка можно сделать такие выводы:
— интерес учащихся возникал при выполнении различных заданий, отмечалось желание выполнять упражнения;
— в процессе апробации дети под руководством учителя проводили самопроверку и взаимопроверку;
— в результате анализа данных констатирующего и контрольного этапов прослеживается, хоть и маленькая, но положительная динамика в коммуникативных умениях у учащихся через выполнение заданий. Данный результат занесен в диаграмму (рис 1.). По результатам опроса контрольного этапа видно, что положительных ответов стало больше, а отрицательных меньше.
Рис. 1. Сравнительные показатели сформированости коммуникативных УУД во 2 классе.
Литература
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.
- https://studfiles.net/preview/2040886/
References
- The approximate basic educational program of an educational institution. Primary School / [comp. E.S. Savinov.] – 2nd ed. — M.: Education, 2010. — 204 p.
- https://studfiles.net/preview/2040886/
© З.Н. Син-Хой, 2018