РОЛЬ КОРПОРАТИВНОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

27 мая 7:11

С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Неуклонное повышение роли налогов в социально-экономическом развитии большинства государств вполне объяснимо: успех государственного управления в немалой степени зависит от решения все более острых и чрезвычайно сложных бюджетных проблем. Ведь главным инструментом здесь во все времена являлись и сегодня являются именно налоги [1].

Бюджет является формой образования и расходования средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Глобализация экономики неминуемо должна вести и ведет к согласованию, гармонизации и унификации национальных налоговых законов. По этой причине казахстанское налоговое законодательство во все большей степени воспринимает инновации, присутствующие в налоговых законах экономически развитых стран. 

Постоянная модернизация технологических процессов, повышение качества оказываемых услуг, расширение перечня оказываемых услуг, снижение себестоимости продукции или услуги, грамотное и эффективное управление – это самые главные, но далеко не все, слагаемые максимизации прибыли предприятия в стране с рыночной экономикой.

Доход, вот для чего, и ради чего, предприниматель, рискует своими капиталовложениями. Ведь, вкладывая каждый тенге, имеющийся у него, он надеется получить от него отдачу, в виде дохода.

Современное предприятие должно соответствовать следующим параметрам:

  1. Обладать большой гибкостью, способностью быстро менять предлагаемые услуги, так как неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство.
  2. Иметь высокие требования к качеству оказываемых работ, услуг (произведенной продукции).
  3. Минимизировать издержки производства, снижать себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг) [1].

Налоговая система – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития.

Одним из главных доходных источников государственного бюджета служит корпоративный подоходный налог предприятий и организаций. Его доля в общей сумме налогообложения составляет 29%.

Изменение социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обусловливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.

Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции (работ, услуг), отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции.

Без налогового законодательства невозможно нормальное функционирование экономики государства. 

В Казахстане суммарная ставка налога на прибыль основана на чистых доходах компании, полученных при осуществлении их хозяйственной деятельности, как правило, в течение финансового года. КПН являясь важной статьей источника доходов государственного бюджета, одним из основных инструментов налогового регулирования, итоговой целью определяет максимальную чистую прибыль, т.е. совокупного общественного продукта за минусом всех вычетов и налогов в бюджет. 

Нормативные принципы, изложенные в Налоговом Кодексе, состоят в способности манипулировать различного вида льготами, скидками и штрафами, применимыми к налогоплательщикам, чтобы достичь максимальный экономический и социальный эффект. 

В настоящее время через корпоративный подоходный налог предоставлены достаточно привлекательные льготы для инвесторов. Так в реализацию поручения Главы государства по внедрению нового пакета стимулов для инвесторов вносятся изменения в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования инвестиционного климата.

Корпоративный подоходный налог (налог на прибыль)– неотъемлемая часть функционирования экономики любого государства. Во всех ведущих экономически развитых странах мира один из таких видов налога с предприятий, как корпоративный подоходный налог, является основной частью дохода государственного бюджета. Корпоративный подоходный налог является таким налогом, с помощью которого государство может наиболее эффективно воздействовать на развитие экономики. Он влияет на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала. 

Роль корпоративного подоходного налога можно определить следующим образом:

— корпоративный подоходный налог — это условно переменный налог, так как он напрямую зависит от уровня производства и других экономических показателей, связанных с предпринимательской деятельностью;

— налог на прибыль относится к категории персональных налогов, которые позволяют учитывать фактическую платежеспособность налогоплательщика, в качестве источника оплаты выступают полученные им деньги;

— корпоративный подоходный налог — это национальный налог, так как установлен центральными властями;

— корпоративный подоходный налог в Республике Казахстан играет роль общего налога, который поступает в бюджет и там обезличивается;

— корпоративный подоходный налог — глобальный налог, то есть объектом налогообложения является валовой доход, независимо от источника и способа получения. В Республике Казахстан, как правило, используют глобальную систему налогообложения;

— корпоративный подоходный налог принадлежит к категории прямых налогов, то есть, его окончательная сумма целиком зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия — прибыль или убыток.

С 2020 года корпоративный подоходный налог от субъектов малого и среднего бизнеса передали в местные бюджеты. Планируемая сумма поступлений — 386 млрд тенге, в республиканский бюджет будут зачисляться КПН от субъектов крупного бизнеса. Ожидается, что это будет способствовать росту региональной экономической активности. Логика расчетов Минэкономики строится на простом посыле: чем больше в регионе МСБ, тем больше КПН поступит в местный бюджет. А значит, региональные власти приложат максимум усилий для развития малого и среднего бизнеса.

В целом задача государства такая: помогать взращивать из малого и мелкого бизнеса средний, а из среднего – крупный. Поэтому инициатива по передаче КПН с малого и среднего бизнеса в регионы поможет решить эту задачу, она будет хорошим мотиватором для акиматов делать все, чтобы бизнес укрупнялся и собираемость налогов, считают в  минэкономики. 

Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Одна из важнейших перспективных задач совершенствования системы налогообложения корпоративным подоходным налогом – это ослабление ее фискальной направленности, либерализация при повышении четкости и ясности налогового законодательства, ликвидация противоречивой нормативной базы, сложных и неопределенных налоговых процедур. Реформирование налогообложения прибыли, как и налоговой системы в целом, должно опираться только на воспроизводственный принцип, налог должен стимулировать рост производства, его пропорциональность, повышение производительности труда. 

Сочетание интересов государства и производителя, целостная активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методы и средства хозяйственной деятельности каждого предприятия при одновременном учете приоритетных общегосударственных интересов – основное принципы укрепления экономики государства.

Корпоративный подоходный налог в Казахстане до 2020 года зачислялся в государственный бюджет, ставка его при удержании с налогооблагаемого дохода составляет 20%. Есть исключения: юрлица-сельхозпроизводители и производители продукции аквакультуры (другими словами – рыбоводства) платят КПН в размере 10%.

Ставка КПН, удерживаемого у источника выплаты с доходов резидентов, равна 15%. Есть градация по ставкам КПН для нерезидентов – от 5 до 20%, но она на пополнение местного бюджета особого влияния не окажет, так как 100 тыс. налогоплательщиков – представителей малого и среднего бизнеса, которые будут обеспечивать те самые 386,4 млрд тенге поступлений в местные бюджеты в 2020 году, – резиденты Казахстана.

В 2019 году в бюджет в виде КПН поступило 1 трлн 974 млрд 763 млн тенге, из них от МСБ – 422 млрд 371 млн, то есть примерно одна пятая часть. Стоит отметить, что далеко не все представители малого бизнеса в регионах являются плательщиками КПН, поскольку работают в специальных налоговых режимах – по патенту, упрощенной декларации или единому земельному налогу, ставки по которым составляют 2–3%[2].

Для нашей страны было бы выгодно, если бы предприятия расчищались, делали аудит по международным стандартам, переходили на международные стандарты финансовой отчетности, проводили процедуры листинга, выходили на биржу, удешевляли заимствования. 

В Казахстане корпоративный подоходный налог (КПН) составляет 20%. В то же время в Словакии и Польше он составляет по 19%, и эти страны предполагают снизить его до 15%. В Эстонии, если средства предприятий реинвестируются, то вообще нет корпоративного подоходного налога.

Высокая ставка корпоративного подоходного налога также негативно сказывается и для предприятий малого и среднего бизнеса. И как раз эти представители малого и микро бизнеса на три года освобождены от уплаты подоходного налога.

Последние 8 лет, вопреки общему заблуждению, налоговая нагрузка в нашей стране не росла, а, наоборот, устойчиво снижалась с 15,7% в 2010 до 11,7% в 2018 [3]. При этом в снижении налоговой нагрузки с 2010 заметную роль сыграли уменьшение самих налоговых ставок в 2009 (в 2009 были внесены изменения в Налоговый кодекс, где КПН был снижен с 30% до 20%, НДС – с 13 до 12%, социальный налог – с 13 до 11%). Если сравнивать налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты в нашей стране с аналогичной нагрузкой развитых стран, то можно заметить, что у нас она относительно невысокая. Так, к примеру, в Дании налоговая нагрузка находится на уровне 34,2% от ВВП страны, в Австрии – 25,3%, в Великобритании – 25,4%. При этом, как показывают данные таблицы ниже, по многим видам сами налоговые ставки в экономиках развитых стран значимо выше, чем у нас.

Повышение ставки корпоративного подоходного налога (КПН) приводит к удорожанию себестоимости производимой продукции из-за того, что КПН является прямым налогом. Именно поэтому нужны льготы и преференции для тех предприятий малого и среднего бизнеса, которые свою прибыль направляют на модернизацию и развитие производства, в том числе на внедрение на предприятиях международных систем менеджмента качества (ИСО). 

На рисунке 1 приведены ставки корпоративного подоходного налога различных стран в 2018 году по данным Tax Foundation: Corporate Tax Rates around the World.

 

 

Рисунок 1 — Ставка корпоративного налога за 2018 в разрезе стран, в %

 

В первом квартале 2020 года казахстанская экономика продемонстрировала рост валового внутреннего продукта на 2,7% в годовом выражении, во многом за счет докризисной инерции. 

Однако за четыре месяца, когда в апреле был пик карантинных мер и падения цен на нефть почти на 70% в сравнении с апрелем 2019 года, ВВП сократился на 0,2% относительно аналогичного периода годом ранее. По нашему мнению, экономический спад продлится два квартала, после чего рост экономики возобновится к концу текущего года. 

Доходы государственного бюджета без учета трансферта из Нацфонда в первом квартале 2020 года выросли на скромные 1,2% г/г. При этом за счет резкого увеличения трансферта из Нацфонда почти на 50% совокупные доходы госбюджета повысились на 14% г/г. 

В результате повышения зарплат произошло серьезное увеличение поступлений по ИПН и социальному налогу примерно на 20% г/г, что резко контрастировало с сокращением поступлений от налогов на международную торговлю на 18% г/г. 

Сбор налогов по КПН умеренно вырос на 5% г/г, поступления по НДС снизились на 0,3% г/г. Затраты госбюджета в первом квартале 2020 года повысились на 15% г/г. Их увеличение было обусловлено повышением социальных расходов и зарплат, кроме того увеличились затраты на инфраструктурные проекты. В рамках мер поддержки бизнеса, правительство освободило малый и средний бизнес от налогов и социальных платежей, взимаемых с фонда оплаты труда на 6 месяцев до 1 октября 2020 года. 

Ставка НДС на реализацию и импорт социально значимых продовольственных товаров была понижена с 12% до 8% до 1 октября 2020 года. Была предусмотрена отсрочка по уплате всех видов налогов и других обязательных платежей, социальных платежей до 01.06.2020. 

Кроме того, отдельные субъекты бизнеса освобождены от уплаты налога на имущество в этом году. Таким образом, снижение поступлений по доходам в госбюджет было обусловлено не только действием разворачивающегося кризиса, но и стало следствием мер фискальной поддержки малого и среднего бизнеса.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, при определении суммы корпоративного подоходного налога, подлежащей уплате в бюджет, уменьшают сумму исчисленного в соответствии со статьей 302 Налогового кодекса корпоративного подоходного налога на 100 %. 

В целях налогообложения к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, относятся налогоплательщики, соответствующие определенным критериям. Критерии, в соответствии с которыми налогоплательщики могут рассматриваться как организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере, определены статьей 290 Налогового кодекса Республики Казахстан и подразделяются:

1) по виду деятельности

2) по наличию наемных работников — инвалидов.

К организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, относятся организации, осуществляющие нижеуказанные виды деятельности, доходы от которых с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода таких организаций

 К деятельности в социальной сфере относятся следующие виды деятельности:

— оказание медицинских услуг, за исключением косметологических, санаторно-курортных

— оказание услуг по начальному, основному среднему, общему среднему образованию, техническому и профессиональному, после среднему, высшему и послевузовскому образованию, осуществляемых по соответствующим лицензиям на право ведения образовательной деятельности, а также дополнительному образованию, дошкольному воспитанию и обучению

— деятельность в сфере науки (включая проведение научных исследований, использование, в том числе реализацию, автором научной интеллектуальной собственности), осуществляемая субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, аккредитованными уполномоченным органом в области науки, спорта (кроме спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (кроме предпринимательской деятельности), оказания услуг по сохранению (за исключением распространения информации и пропаганды) объектов историко-культурного наследия и культурных ценностей, занесенных в реестры объектов историко-культурного достояния или Государственный список памятников истории и культуры в соответствии с законодательством РК, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов

— библиотечное обслуживание.

К организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, также относятся организации, соответствующие следующим условиям:

1) численность инвалидов за налоговый период составляет не менее 51% от общего числа работников

2) расходы по оплате труда инвалидов за налоговый период составляют не менее 51% (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения, — не менее 35%) от общих расходов по оплате труда.

Если Казахстан планирует уйти от сырьевой направленности в экономике страны, то необходимо снижать налогооблагаемую базу для тех, кто создает и развивает производство товаров, работ и услуг. При этом следует исходить из следующего положения. Выгодно ли предприятию – СМП платить налоги или ему экономически целесообразнее работать в теневом секторе. 

Думается, что следует ввести льготы и преференции по корпоративному подоходному налогу, налогам на землю и имущество для субъектов малого и среднего бизнеса занятых производством продукции в сравнении с торгующими организациями. Или хотя бы обеспечить снижение налога на ту часть прибыли, которая направляется на развитие производства. 

Некоторые крупные государственные чиновники говорят о том, что государству нужны налоги, чтобы платить зарплату учителям, врачам и т.д. Платить налоги, безусловно, необходимо, однако из многих официальных информационных источников известно, что доля средних и малых предприятий (СМП) во внутреннем валовом продукте (далее ВВП) страны составляет около 20%. 

Кроме того, доход субъектов СМП от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема дохода, полученного ими, а в промышленности он равен 10,2%. Торговля — 92%, промышленность – 8%.

В такой ситуации введение льгот по налогам для отечественных товаропроизводителей – субъектов малого и среднего бизнеса вряд ли сильно отразится на снижении налоговых поступлений в бюджет страны. 

Из высказанного имеем, что в стране налоговая нагрузка невысокая по сравнению со многими странами, но для государства, конечно же, лучше повысить в целях пополнения государственного бюджета. Однако, этот вопрос можно решить, не прибегая к повышению налоговых ставок в стране, поскольку данная мера имеет множество различных последствий для субъектов малого, среднего и крупного бизнеса.

Рост налоговой нагрузки можно обеспечить другим способом – за счет расширения налогооблагаемой базы, то есть за счет стимулирования появления новых предпринимателей в стране, а также за счет активизации предпринимательской деятельности действующих компаний, за счет увеличения доходов населения. 

Именно такая работа преобладает в развитых странах: высокие значения налоговой нагрузки достигаются не за счет роста самих налоговых ставок, а за счет расширения малого и среднего бизнеса в экономике страны и увеличения доходов населения. Иными словами, рост налогового бремени является следствием расширения деловой активности в стране и роста благосостояния ее населения.

 

 

Литература: 

  1. Шейхова М.С., Семенчатенко А.А. Анализ и предложения по совершенствованию управления доходами и расходами в ООО «Красная горка»https://elibrary.ru/item.asp?id=26286635 (дата обращения 15.12.2020г)
  2. https://kursiv.kz/news/ekonomika/2020-02/v-kazakhstane-kpn-peredali-v-mestnye-byudzhety?page=8 (дата обращения 15.12.2020г)
  3. Кулекеев Ж,  Пак Е.  Тяжело ли налоговое бремя в Казахстане и надо ли ещё увеличивать его? ttps://forbes.kz//process/expertise/