РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ

12 ноября 5:34

Сейчас в России важнейшим компонентом общества является подростки. Каждый год проводится очень много мероприятий для поощрения активности данной группы общества, также много внимания уделяется летнему отдыху и оздоровления детей. Детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является учреждением, которое дает детям внешкольное воспитание и обучение. Воспитательная важность лагерей состоит в том, что они создают привлекательный для школьников досуг, большинство детей один раз побывавших в лагере, хотят вернуться обратно в лагерь.

В «Положении об оздоровительном лагере» [3] мы ознакомились с основными целями учреждения по обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения:

— оздоровление детей;

— формирование навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

— формирование адаптационных навыков и подготовка жизни в обществе;

— развитие интеллектуального, духовного потенциала, творческих способностей и интересов детей;

— активное приобщение к различным видам деятельности;

Работа социального педагога в оздоровительных лагерях имеет свои особенности, это его задачи: укрепление здоровья детей, отдых и воспитание. В лагере взрослые и дети должны найти общий язык, их отношения строятся на взаимопонимания и уважения друг к другу. В лагерь собираются дети разных возрастов и социального положения, поэтому социальный педагог должен быть хорошо подготовленным к работе. Он должен знать все, начиная от нормы питания, оказанию первой помощи до организации культурно-массовых мероприятий.

Социально-педагогическая деятельность – это работа, включающая педагогическую деятельность, которая направлена на помощь подростку в нахождении собственного «Я», на организацию нормальных отношений в обществе и его психологического состояния.

Поэтому практически в каждом оздоровительном лагере есть свои социальные педагоги, которые не только помогают работникам лагеря с трудными подростками. Ведь формы работы педагога разные: организация спортивных соревнований, походы и экскурсии, просмотры телевизионных программ, шоу, конкурсы, ярмарки. Но самое распространенное это организация досуга в лагерях являются различные игры. За одну смену (21 день) можно подготовить и провести массово структурно сложные игры, которые включают в себя другие формы досуговой деятельности. Такие очень хорошо развивают у детей инициативу и творческую деятельность. Воспитывают в них социально ценные качества, например, взаимопомощь и коллективизм.

Воспитание – это долговременный процесс, в нем участвуют много людей. Из-за этого очень важно соблюдать последовательность и систематичность в работе, своевременно выявлять уровни воспитанности детей из разных социальных групп.

Для того, чтобы знания, которые дает социальный педагог, усваивались хорошо и были понятны детям, ему необходимо объяснять их в упорядоченной и систематичной системе. Заранее подготовиться, сделать план работы, программу проведения мероприятий и выполнять их в последовательности. Этот принцип обусловлен научной логикой изучаемого и закономерностями развития мышления детей и подростков. Поэтому знания, полученные от социального педагога, считаются усвоенными, если у ребенка образовались системы ассоциаций и не произошло резкого изменения плана работы. Ведь в противном случае, ребята потеряют интерес к происходящему и к социальному педагогу, как источнику новых знаний, как к человеку, который всегда придет на помощь.

Социальный педагог также в своей работе опирается на принципы дифференцированного подхода. Этот принцип возрастных и индивидуальных особенностей детей, является одним из очень важных принципов воспитания, во многом обуславливающим действенность и результативность всех остальных. Социальный педагог детского летнего оздоровительного лагеря учитывает возраст, жизненный опыт, силы и возможности каждого ребенка. Он выявляет детей одного возраста, фиксирует их возможности и потребности, после чего объединяет в группы для эффективности воспитания и развития их личности. Иначе, в условиях одинакового воспитания всех детей происходит нежелательное уравнивание их знаний, в то время как у разных детей имеются разные познавательные возможности и разный уровень развития умственных сил. Поэтому социальному педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Как видно, принципы современной педагогики образуют систему, целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация оного принципа связана с реализацией других. Все в системе они отражают основные особенности принципа воспитания.

Социальный педагог летнего оздоровительного лагеря работает в условиях неформального общения, становясь в конце концов неформальным лидером. При этом он не теряет из виду детей на различных возрастных этапах и в разных сферах микросреды личности. Так же социальный педагог учитывает в своей деятельности и психологические особенности каждого возраста. Индивидуальный подход социального педагога к воспитанию детей основывается на знаниях возрастных особенностей каждого возраста у детей. Социальному педагогу очень важно найти у каждого ребенка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у ребенка веру в себя. Но даже эту в верную позицию можно дополнить: с другой стороны, педагог должен научить ребенка удивляться окружающему миру, себе и другим людям. В этом — широкий аспект социально-педагогической деятельности. А в более узком смысле социально-педагогическая деятельность лагеря — это специальное направление в его работе, связанное с оказанием квалифицированной психолого-педагогической помощи детям в их социальной адаптации и интеграции, создание условий для их творческого развития и саморазвития.

Таким образом, мы пришли к выводу, что летние каникулы для школьников — это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным образовательным ценностям и вхождение в систему новых социальных связей. Социальный педагог помогает детям выявить их способности, установить дружбу в коллективе, направляет на развитие их интересов. В воспитании детей значение социального педагога неоценимо. Вот почему педагог должен быть психологом-организатором, добрым, внимательным, который сможет найти общий язык с детьми и который сможет расположить их к себе. Социальный педагог должен сеять зерна добра в сознании детей, учить их смотреть на будущее с надеждой, воспитывать духовно-сильными личностями.

 

Список литературы

  1. Бычковский П.М., Полякова Л.С. Формы воспитательной работы в школе и лагере: игры, конкурсы, викторины / Под ред. И.Я. Звоник, О.С. Копылович — М., 2008. – 349 с. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/29050216-P-m-bychkovskiy-l-s-polyakova-i-ya-zvonik-o-s-kopylovich.html
  2. Василькова Т. А., Социальная педагогика. [учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика»]. — 2010. [БФ СВФУ].
  3. Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации, от 14 ноября 2011 года N 18-2/10/1-7164 (Типовое положение о детском оздоровительном лагере). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/499093638
  4. Социальная педагогика Учеб. пособие / Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. [БФ СВФУ].
  5. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с. [Электронный ресурс]. URL: http://ural-education.ru/wp-content/uploads/2016/12/.pdf
  6. Цель воспитания / А.С. Макаренко // История социальной педагогики / под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
  7. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. — 208 с.