АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

22 мая 2:46

Вряд ли архитектура должна принуждать людей к какой-либо деятельности, но она может устроить пространство так, чтобы направить людей на определенные действия или создать определенные ощущения. Сейчас существуют общественные здания, направленные на формирование более сплоченных сообществ — общественные центры. Архитектура может предусматривать места для спонтанных встреч и совместной деятельности, чтобы люди различных возрастов и с различными интересами могли найти места пересечения. Возможности архитектуры для влияния на общественность довольно обширны.

Архитектура способна направить людей на социальное взаимодействие при помощи определенных принципов организации пространства. Таким образом, архитектура способна влиять на общество, способствуя созданию новых социальных связей, повышая социальный капитал общества, и формировать более сплоченные сообщества.

Отследить связь между архитектурой и социальным взаимодействием людей можно с древнейших времен. Например, в древних цивилизациях рыночные площади (агора, форум) являлись центрами городской общественной активности, не всегда связанной с торговлей. Подобная тенденция сохраняется до сих пор. Но что делает площади столь привлекательными для нас? Человек тяготеет к той среде, в которой он формировался как биологический вид. И это явление можно использовать.[1]

Принцип обзора и укрытия. Одним из наследуемых из естественных условий принципов является принцип обзора и укрытия. Мы тяготеем к тому, чтобы не быть на виду, но при этом иметь хороший обзор. Так, можно заметить, что наибольшие скопления людей на площадях происходят по краям, а не в центре. Этот принцип продолжается и с рыночными площадями. Они были центром не только торговли, но и общественной деятельности для древних цивилизаций. И в наше время роль городских площадей также крайне велика.

Анализируя пространство площади, можно заметить проявление принципа обзора и укрытия. Арендаторы чаще всего располагаются по краям. В то время как центральная часть отводится для общественных мероприятий. Таким, образом принцип обзора и укрытия и работает. Человек может оставаться незамеченным по краям площади и иметь хороший обзор на центр, где и происходит основная активность. В кафе и барах люди так же сначала занимают места по краям, стараясь выбрать наиболее защищенное место с лучшим обзором. Такое устройство пространства позволяет нам чувствовать себя достаточно защищенными, но оставляет место для взаимодействий.

Этот принцип наиболее явно отражен в городских площадях, но, конечно, существуют и другие примеры. Укромная позиция в игральном зале больше привлекает посетителей, а в домах мы тяготеем к большим и открытым зальным пространствам, однако, долго находится там некомфортно ввиду нашей уязвимости (Рис. 1).

Поэтому стоит предусматривать открытые просматриваемые пространства, насыщенные общественной функцией, приглашающие к взаимодействию, однако необходимо оставлять и защищенные места по периметру, чтобы давать людям возможность добровольно вступать во взаимодействие.[2]

Рис. 1. – Принцип обзора и укрытия.

Принцип естественных поверхностей. Другой принцип, берущий свое начало в изначальной среде обитания — это принцип естественных поверхностей. От природы нам больше нравятся плавные изгибы. Наш мозг лучше анализирует криволинейные поверхности, чем плоские и острые.

Зная это, мы можем стимулировать посетителей здания. Если необходимо успокоить человека, то стоит использовать более плавные линии. Монотонные длинные ровные стены будут заставлять людей не обращать на такие поверхности внимание и скучать. Острые углы же будут создавать чувство дискомфорта. Стены позволяют ограничивать и направлять наше внимание. Концентрируя когнитивный ресурс.

Продолжение подобной особенности можно заметить и в нашем поведении. Мы склонны входить в здание или комнату плавным, извилистым маршрутом. Такая траектория напоминает движение, например, по лесной тропе.

Внутри просторных помещений, выстроенных симметрично со сдержанными цветами в отделке, человек может себя чувствовать вполне комфортно, если и не на уровне ощущений в городском парке, то довольно близко к этому (Рис. 2.).

Объяснить это можно тем, что природные элементы, несмотря на то что на первый взгляд в них отсутствует упорядоченность, подчинены математической структурой, им присущи самоподобие и сомасштабность.[3]

Используя природные поверхности, мы можем создавать расслабляющие пространства, позволяя людям расслабиться и вырваться из урбанизированной повседневности.

Рис. 2. – Принцип естественных поверхностей.

Принцип рекреационных пространств. Нахождение в природной среде выступает для нас своего рода перезагрузкой. В ней мы чувствуем себя счастливее, защищеннее, и мы более предрасположены к контакту.

Сейчас мы находимся в среде, крайне далекой от естественных условий. Условий, в которых мы формировались как вид. Несмотря на то, что теперь естественные условия мы называем дикими и нам довольно тяжело выживать в них, мы все еще тянемся к таким условиям. Например, у пациентов госпиталя фиксировали улучшение состояния и ускорение выздоровления, если за окном они могли видеть природу: деревья, траву.

Так, добавляя природные элементы и озеленение мы можем создавать более комфортные пространства, которые будут при этом располагать к взаимодействию (Рис. 3.).

Рис. 3. – Принцип рекреационных пространств.

Принцип главной улицы. Другой принцип — это принцип главной улицы. На главную общественную улицу выходит множество различных зданий, каждое со своим назначением. По этому принципу устроен, например, Диснейленд. К главной оси примыкают вспомогательные функции. Посетителям предлагается действовать по заранее продуманному сценарию. Продвигаясь по главной улице, можно участвовать в событиях. К этой главной улице в свою очередь могут примыкать другие пространства со своими глобальными сценариями. Создается театральное пространство, в котором посетитель становится участником непрерывного представления. Однако важно предусмотреть множество сценариев и соответствующих им пространств. Чтобы посетитель мог выбрать наиболее комфортный и не чувствовал себя ограниченным или принужденным.

Внутри здания этот принцип будет работать также. К основному пространству со своими функциями могут примыкать другие группы помещений с иными функциями. Пространство и функции в них должны быть связаны и плавно перетекать друг в друга.

Таким образом, создается определенное направление движения, помогающее человеку лучше ориентироваться в пространстве. Иными словами, этот прием позволяет концентрировать внимание людей и связывать функции между собой посредством тщательно продуманного пространственного сценария различной активности для различных групп (Рис. 4.).

Рис. 4. – Принцип главной улицы.

Принцип трансформации. Для современного времени характерна стремительная изменчивость. В такой ситуации архитектура вынуждена реагировать на новые вызовы. Поэтому важна возможность трансформации и многофункциональность. Большинство общественных зданий предполагают устройство многофункциональных залов или трансформируемых пространств. Это позволяет зданию оставаться актуальным.

Благодаря трансформации здание может реагировать на изменяющиеся требования пользователей. Так мы можем создавать динамичное пространство, где пользователи будут чувствовать сопричастность.[4]

Сегодня архитектура может не только предоставлять укрытие, но и создавать интерактивную среду. Многофункциональный зал для современных общественных центров стал распространенным явлением. Трансформация позволяет также и избежать огромных пространств, которые использовались бы лишь эпизодически. Таким образом, плотность событий гораздо выше. Мы избегаем огромных пустующих залов, поэтому функциональная насыщенность позволит создать более комфортное пространство (Рис. 5.).

Рис. 5. – Принцип трансформации.

 

Библиографический список

1) Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учебное пособие. – М.: Архитектура-С,2006.-280с., ил.

2) Любомир Костронь. Психология архитектуры / Пер. с чеш. – Х.: изд-во «Гуманитарный Центр» / Олива И. В., 2018. – 340 с.

3) Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / Колин Элард ; Пер. с англ. – 3-е изд. – М. : Альпина Паблишер, 2021. – 288 с.

4) Larissa A. Flexible architecture for the dynamic societies // Reflection on a Journey from the 20th Century into the Future. 2012. P. 24.