Известный специалист по проблемам теории зрительного восприятия города К. Линч, выделяет основные элементы формирования образа города: пути, границы, районы (кварталы), узлы и ориентиры [1].
В данной работе образ кварталов будет рассмотрен с точки зрения «пути». Путь это движение в пространстве, коммуникации, вдоль которых наблюдатель перемещается. Их роль могут выполнять улицы, тротуары, автомагистрали, железные дороги и реки.
За счет передвижение человек изучает пространство вокруг себя. На восприятие пространственного образа во время движения влияют такие характеристики как: ширина, характерные элементы уличного фасада, детали озеленения, сосредоточение какой – либо функции, ландшафт, структура улиц (путанные или регулярные), границы участков. Характерные для пути свойства указаны в таблице 1.
Таблица 1 – характерные свойства пути
Характерные свойства |
Составляющие элементы |
Опознаваемость |
1. Фасад; 2. Ширина; 3. Озеленение; 4. Функция; 5. Название. |
Непрерывность |
1. Постоянная ширина; 2. Отсутствие прерывности пространственной последовательности; 3. Указательные знаки. |
Направленность |
1. Градиент (регулярно изменяющееся качество): 1.1. Функция; 1.2. Давность застройки; 1.3. Высотность. |
Городские пути можно рассмотреть как композиционно выраженную грань взаимодействия внешних и внутренних взаимосвязей пространств кварталов между существующей застройкой. Сами здания становиться гранью между городскими общественными пространствами и внутриквартальным двором, между улицей и внутренними связям.
В точках пространственных соприкосновений внешних и внутренних связей квартала создаются часто композиционные акценты. Во многих случаях, исторически они возникли на основе активных художественных средств, такие как художественное оформление входов в жилые и общественные здания. Такие элементы призваны оказывать сильное эстетическое воздействие на восприятие, информативно отмечая место перехода из одного пространства в другое, давая ясность того, где человек находиться. Тем самым меняется зрительное впечатление, информативно эстетическая нагрузка.
Екатеринодар представлял собой регулярно – ортогональную сетку улиц с кварталами 100х100 метров. Изначально город имел слишком большую территорию по отношению постоянному проживающему населению. Поэтому, он представлял собой обширные лесные пространства пересекающиеся тропинками и широкими и узкими улицами [3].
« … Представьте себе плоскую местность, спланированную очень правильно на прямые и широкие улицы, пересекающиеся под прямым углом. Но кварталы между улицами наполнены густым лесом…. Под сенью деревьев местами выступает красивые сельские домики в один этаж…. Около дома всегда большой двор с разными служебными постройками. Местами такой лес занимает весь квартал, и только в одном углу его дом хозяина этого леса…» [2].
Участки были большие, на них дома располагались в основном в глубине. Окна выходили во внутренний двор, вход осуществлялся с улицы (рис. 1).
С 1867 года Екатеринодар приобретает гражданский статус. Тем самым увеличивается население, уплотняются кварталы, меняется функциональный характер застройки, появляются общественные, торговые промышленные сооружения, тем самым происходит распад внутриквартальной структуры [4].
20 августа 1918 года вступает в силу декрет ВЦИК «Об отмене права частной собственности и недвижимость в городах», начинается распад внутриквартальной структуры и жилой среды. Происходит не только стихийное замещение частных пространств общественными, но и размывание границ личной ответственности каждого отдельного горожанина [5].
Великая отечественная война нанесла большой урон городу Краснодару. Тем самым, 22 мая Совет Народных комиссаров СССР принял постановление «О Первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства города» [6]. Активные масштабные восстановительные работы начали проводить в 1946 года. [6]. Но в этот период отсутствовал план пространственного развития города, главным было пустить заводы, дать труженикам какую-то крышу над головой. Таким образом, из-за недостойного контроля, за соблюдением норм строительства индивидуальной застройки застройщиками, жилые дома располагались хаотично и имели низкое качество строительства [6].
На сегодняшний день кварталы наполняют индивидуальные дома с приусадебными участками, многоквартирные жилые дома и общественные здания, каждый такой объект располагается как по периметру квартала, формируя единый фронт, так и внутри него. К каждому такому объекту обеспечен свой путь (вход), который осуществляется либо с внешней стороны кварталы, либо внутри него, тем самым образуя внутреннее приватное пространство, свои видовые точки восприятия и объемно пространственную композицию (рис. 1).
Рисунок 1 — а) Фрагмент карты 1848 г. Указаны входы на участок,
б) Внутренние и внешние входы в квартал
Внешние входы во внутриквартальные пространства осуществляется за счет узких проходов, арок, калиток в ограждениях. Наиболее значимые входами являются арочные конструкции, так как они создают художественную выразительность местности, а также формируют единую фронтальную композицию периметральной застройки (рис. 2).
Рисунок 2 — Внешние входы вовнутрь квартального пространства
На основе карты 1848 года, составленной землемером армии прапорщиком Яновым и современной кадастровой карты, были сопоставлены границы межевания, где наглядно видно как изменились границы. Стоит отметить, что частично границы межевания сохранились (рис. 3).
Рисунок 3 – Схема изменения границ межевания
На основе исследуемого материала заметим, что если раньше восприятия города осуществлялось за счет внешних путей вокруг квартала, сегодня появились и внутриквартальные пути, которые создают свою атмосферу местности. Такие пути возникли за счет уплотнения кварталов на протяжении развития города.
Библиографический список
- Личи К., Образ города / К. Личин. – Москва : Стройиздат, 1982. ̶̶̶̶ 328 с
- Казачинский, В. П. Архитектура и градостроительства Кубани XIX – ХХ вв. Ч. 1: Архитектра Екатеринодара до 1917 г / В. П. Казачинский, В. В. Бондарь. – Краснодар : Экоинвест, 2001. ̶̶̶̶ 114 с
- Бондарь, В. В. Город Екатеринодар в пространстве и времени : опыты исторической урбанистки : монографический сборник / В. В. Бондарь, И. Платонов. – Краснодар : Наука, 2006. ̶̶̶̶ 210 с
- Илюхин, С. Р. Виды Екатеринодара : иллюстрированная история развития города и его перспективы / С. Р. Илюхин, Н. А.Стрижова, Л. А.Халимова. — 2-е изд. — Краснодар, 2008. — 104 с.
- «ОРОСТОЖЕНКА»Метод бесконфликтной реконструкции исторического квартала [Электронный ресурс] // другой город : [сайт]. [2020]. URL: http://drugoigorod.ru/ostozhenka/: (03.03.2020).
- Бондарь, В. В. Судьба старого центра / В. В. Бондарь, – Издатель Игорь Платонов, 2007. ̶̶̶̶ 79 с.
Bibliographic list
- Lichi K., Obraz goroda / K. Lichin. – Moskva : Strojizdat, 1982. ¬̶̶̶̶ 328 s
- Kazachinskij, V. P. Arhitektura i gradostroitel’stva Kubani XIX – HH vv. Ch. 1: Arhitektra Ekaterinodara do 1917 g / V. P. Kazachinskij, V. V. Bondar’. – Krasnodar : Jekoinvest, 2001. ¬̶̶̶̶ 114 s
- Bondar’, V. V. Gorod Ekaterinodar v prostranstve i vremeni : opyty istoricheskoj urbanistki : monograficheskij sbornik / V. V. Bondar’, I. Platonov. – Krasnodar : Nauka, 2006. ¬̶̶̶̶ 210 s
- Iljuhin, S. R. Vidy Ekaterinodara : illjustrirovannaja istorija razvitija goroda i ego perspektivy / S. R. Iljuhin, N. A.Strizhova, L. A.Halimova. — 2-e izd. — Krasnodar, 2008. — 104 s.
- «OROSTOZhENKA»Metod beskonfliktnoj rekonstrukcii istoricheskogo kvartala [Jelektronnyj resurs] // drugoj gorod : [sajt]. [2020]. URL: http://drugoigorod.ru/ostozhenka/: (03.03.2020).
- Bondar’, V. V. Sud’ba starogo centra / V. V. Bondar’, – Izdatel’ Igor’ Platonov, 2007. ¬̶̶̶̶ 79 s.