Руководствуясь исследованиями, проведёнными в результате выполнения выпускной квалификационной работы и описанными в ней методиками можно спроектировать систему и описать бизнес- процессы компании. На примере деятельности отдела продаж туристической фирмы «Музенидис трэвел» можно увидеть проект работы информационной системы. Для этого используется нотация IDEF0, которая достаточно просто описывает работу системы.
Рисунок 1 Декомпозиция 1 уровня процесса деятельности отдела продаж туристической фирмы
На рисунке 1 изображен процесс деятельности отдела продаж туристической фирмы. Деятельность отдела строится на входящем обращении клиента. Результатом деятельности отдела является подготовленная документация, сформированный тур, а так же подписанный с клиентом договор
Рисунок 2 Декомпозиция 2 уровня процесса деятельности отдела продаж туристической фирмы
Поступившее обращение клиента регистрируется менеджером, который работает за компьютером и с автоматизированной системой.
Рисунок 3 Декомпозиция 3 уровня процесса работы с обращением
В процессе работы система автоматически подбирает возможные, доступные у поставщиков турпродукта предложения, которые подходят под запросы клиента. Менеджер выполняет роль оператора, подтверждая или отклоняя предложенный вариант тура. Система формирует необходимую документацию, а так же вносит изменения в типовой договор, подготавливая его к подписанию
Далее система позволяет отслеживать процесс подготовки дополнительной документации у партнёров.
2 Процедура внедрения КИС на предприятии
Для внедрения КИС в отдел продаж предложены следующие этапы:
- определение целей;
- налаживание воронок продаж;
- выделение ресурсов;
- создание команды;
- оптимизация бизнес-процессов;
- выбор инструментов;
- реализация проекта автоматизации продаж;
- анализ результатов реализации проекта и внесение изменений.
Этап 1: Определение целей
Первое, что необходимо сделать – определить цели. Как уже отмечалось выше, автоматизация продаж требуется для того, чтобы повысить прибыль.
Возможны и другие, дополнительные цели:
- увеличение числа покупателей;
- повышение лояльности клиентов;
- перестроение структуры клиентской базы (в направлении более платежеспособных и стимулирующих спрос людей);
- поднятие процента конверсии – соотношения между потенциальными и реальными клиентами;
- ускорение сделок;
- экономия времени руководства и «рядовых» работников;
- создание системы мотивации персонала;
- более рациональное расходование бюджета на маркетинг и другие области;
- контроль за выполнением поручений и другое.
Этап 2 : Настраивание воронок продаж
- После этого следует оптимизировать воронки продаж, то есть перечислить их и подробно расписать в CRM.
- В общем виде воронка должна выглядеть так:
- получение заявки;
- отнесение потенциального покупателя к той или иной группе;
- изучение потребностей;
- подготовка коммерческого предложения и отправка документа;
- при положительном ответе клиента – подписание договора;
- принятие денежных средств от клиента;
- анализ проделанной работы.
Этап 3 : Выделение ресурсов
- Далее можно переходить к выделению ресурсов, так как без них не получится ни начать, ни продолжить работу.
- В их число входит:
- команда;
- деньги (уйдут на оплату трудовой деятельности команды, инструментов и другое);
- время;
инструменты.
Этап 4 : Создание команды
- После того, как определены цели и выделены ресурсы, наступает время для создания команды. Есть три варианта.
- «Родные» сотрудники, те, которые уже наняты в штат вашей компании.
- «Чужие» работники, они работают в других организациях.
- Аутсорсинг под ключ.
В первом случае работа ложится на плечи своих специалистов. При этом выбирается руководитель проекта, а он собирает группу. Отвечать за цифровую трансформацию должен только тот, кто разбирается в самом бизнесе и в современных IT-технологиях, иначе работа не увенчается успехом.
Во втором случае приглашаются сторонние специалисты. Важно помнить, что они не берут на себя всю работу, а выступают в качестве учителей. Так, некоторые сторонние специалисты оказывают услуги всего лишь по подбору CRM-системы. Дальнейшая работа (настройка, адаптация) передается руководству и «рядовым» работникам.
Третий способ автоматизации продаж самый легкий, но и дорогой. Дело в том, что весь процесс (от определения целей до анализа результатов реализации проекта автоматизации продаж и внесение изменений в него) передается в консалтинговое агентство. Оно подготовит план с очень подробными разъяснениями и будет следовать ему.
Команде необходимо разъяснить следующее:
- принципы, по которым классифицируются лиды;
- причины отказов и как не допустить их;
- документы для анализа;
- доступность информации для самих сотрудников.
Этап 5 : Оптимизация в бизнес-процессах
Автоматизация продаж будет бессмысленной при «бардаке» в бизнес-процессах.
Для того чтобы решить проблему, достаточно заняться:
- инициацией. На первом этапе необходимо составить список бизнес-процессов в том состоянии, в котором они находятся, после чего перечислить их плюсы и минусы;
- оптимизацией. На втором этапе требуется улучшить текущую ситуацию, в том числе установить (или восстановить) обратную связь с сотрудниками и клиентами;
- автоматизацией. На третьем этапе нужно избавиться от рутины. Это невозможно без инструментов, о которых рассказано ниже.
Этап 6 : Выбор инструментов
Ими может быть:
- CRM-система;
- e-mail-рассылка;
- скрипты;
- dashboard;
- карта рабочего времени.
Этап 7: Реализация проекта автоматизации продаж
Для реализации проекта автоматизации продаж необходимо, чтобы вся команда следовала инструкции.
На этой стадии имеют значение два обстоятельства:
- руководство проектом;
- связь между участниками проекта.
Руководство проектом можно поручить кому угодно: директору по продажам, директору по маркетингу, топ-менеджеру и даже генеральному директору. Главное, чтобы этот человек разбирался в самом бизнесе и в современных IT-технологиях.
Для обеспечения связи между участниками проекта лучше всего найти отдельный офис (особенно, если группа состоит из нескольких десятков сотрудников).
Реализация проекта включает в себя:
заполнение баз данных. Эта задача отнимает немало времени, так как предусматривает мелкую и кропотливую работу (перечисление всех поставщиков, партнёров и агентств);
учет туристического товара. Основа автоматизации продаж в предприятиях туристической отрасли. Необходимо чётко понимать какой продукт доступен в данный момент времени для формирования тура. Используется постоянный мониторинг предложений;
Продажа. Может отсутствовать в торговых точках розничного типа. Отражает, сколько было сформировано туров, какие ресурсы и сколько их было потрачено на формирование тура;
оптимизацию воронки продаж;
проверку проекта на настоящих покупателях (выявление слабых и сильных сторон, устранение ошибок и так далее).;
подведение итогов.
Общая структура команды проекта создается с учетом возможностей компании и круга сотрудников, которые будут задействованы в процессе внедрения (Таблица 1).
Таблица 1 – Структура команды проекта
Структурный элемент |
ООО «Музенидис трэвел» |
ИТ-отдел |
Управление проектом |
Куратор проекта Руководитель проекта |
Куратор проекта Руководитель проекта |
Проектная группа |
Системный архитектор Предметные эксперты Системный администратор Администратор безопасности Администратор сети |
Системный архитектор Бизнес-аналитики Специалист по модели данных Администратор БД Администратор приложений |
На рисунке 4 изображен план-график проекта внедрения КИС в отдел продаж компании ООО «Музенидис трэвел».
Рисунок 4 – Календарный график проекта внедрения КИС
Современные компьютерные технологии активно внедряются в сферу Туристического бизнеса, и их применение становится неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности любого Туристического предприятия. Индустрия туризма позволяет использовать все многообразие компьютерных технологий начиная от специализированных программных продуктов управления отдельной туристической фирмой и заканчивая применением глобальных компьютерных сетей. На сегодняшний день в туризме используется достаточно много новейших компьютерных технологий, например GDS, интегрированные коммуникационные сети, системы мультимедиа, Smart Cards, информационные системы менеджмента и др.
В процессе подготовки настоящей работы были выявлены перечисленные выше информационные технологии, которые используются с разной степенью активности и имеют неодинаковое распространение. Различается также степень их влияния на развитие туристической индустрии.
В настоящей работе были проанализированы методики деятельности туристических фирм, а также нормативно-правовые акты, которым подчиняются эти организации в процессе своей работы.
Проанализированы и сравнены различные системы, представленные на рынки, что позволило определить наиболее важные функциональные и структурные компоненты для разрабатываемой системы.
- Астрицова Е.А., Мовсесян Г.Г. «Влияние информационных технологий на развитие туризма», 2015. – 60 с.
- Калашников А.С. Как автоматизировать работу туристического агентства // Туринфо. No10. — 2017.
- Кружалин В. И., Магин Б. Е. Использование современных информационных технологий в индустрии туризма и подготовке кадров, 2015. – 31 с.
- Мамедов А.А. «Технологические системы обеспечения производства туристических услуг». — М.: Центральное рекламно- информационное бюро «Турист», 2016.-13с.
- Машухова Г.А., Лихтанская О.И. Техника и технология социально- культурного сервиса и туризма. НГУЭУ, 2015. -31с.
- Морозов М.А., Морозова Н.С. «Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме». -М.: Академия, 2018. — 8 с.
- Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л. Феномен субъектности в семантическом пространстве // Мир психологии. 2017. No 4 (92). С. 137-148.