Российская Федерация является демократическим государством. Демократизм проявляется в разных сферах и на разных уровнях, и одним из них является – закрепление местного самоуправления (Далее – МСУ). МСУ – это, наверное, главный принцип организации и осуществления управления страной на местном уровне, который предполагает закрепление ряда местных вопросов. При всем этом органы МСУ должны действовать не только самостоятельно, но и нести ответственность, как перед государством, так и перед обществом в целом. Основной закон нашей страны или – Конституция РФ в ст. 132 закрепляет перечень вопросов местного характера, но, к слову, он не является исчерпывающим [1]. Поэтому помимо Конституции РФ деятельность органом МСУ регулирует еще целый ряд нормативных актов, к примеру, Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ»[2]. Данный нормативный акт играет очень важную роль в организации органов МСУ, он устанавливает не только предметы ведения местного самоуправления в нашей стране, но и разграничивает полномочия органов местного самоуправления, как между собой, так и между органами государственной власти.
Также хотелось сказать, что для развития всех институтов непосредственной демократии жизненно необходимо расширять политическое участие субъектов в решении вопросов местного значения. Очень точно на этот счет высказался И.Р. Аминов – «если сами субъекты демократии не будут проявлять активность, то все остальные институты непосредственной демократии так и не станут активно применяться и воплощаться в жизнь» [3]. С этим высказыванием трудно не согласиться, ведь если этого не будет происходить, то абсолютно все институты непосредственной демократии останутся лишь ее формами.
Итак, мы разобрались, что главной чертой решения многих вопросов государственного строительства, как в РФ, так и во многих других странах состоит в разграничении полномочий публичной власти и местной. Нормальное и эффективное функционирование последней – это один из признаков, который характеризует любое демократическое и правовое государство. Поэтому Основной закон РФ признает и гарантирует независимость МСУ в пределах его полномочий. Однако существуют некоторые проблемы взаимодействия муниципальной и государственной власти, но, к слову, они носят нормативный характер и выражаются в некотором несовершенстве отдельных нормативно-правовых актов.
Говоря о существование проблем нормативного характера, мы имели в виду то, что формирование правовой базы МСУ, как на уровне субъектов, так и на государственном уровне слегка затянулось. Так считаем, не только мы, но и ряд других исследователей, к примеру, Д.Б. Останков указывает на то, что законы субъектов Федерации недоработаны и обладают рядом отнюдь не положительных качеств, к которым можно отнести: небрежность юридической техники, поверхностный подход к некоторым формулировкам, неурегулированность многих отношений.[4] Автор называет еще много проблем, которые присущи нормативным актам местного значения, но мы считаем и этого достаточно. Также мы хотели бы присоединиться к мнению Д.Б. Останкова и добавить ко всему перечисленному то, что не все субъекты нашей страны располагают для столь тяжелых для восприятия нормативных актов квалифицированными специалистами (юристами). Данная проблема кроется в том, что сфера МСУ не так хорошо финансируется со стороны государства, что приводит не только к недостатку профессиональных юристов, но и отражается на профессиональных сотрудниках муниципальных органов.
В качестве примера Д.Б. Останков приводит Республику Мордовию, в которой слишком медленно развивается и формируется нормативная и законодательная база в сфере МСУ, хотя, как отмечает автор, до принятия Закона № 131-ФЗ в данном субъекте действовал достаточно широкая система законов, которые регулировали деятельность органов МСУ: «О местном самоуправлении в Республике Мордовия» (1994 г.), «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Мордовия» (1995 г.), «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Республики Мордовия» (1995 г.), «О порядке избрания и досрочного прекращения полномочий главы района (города)» (1996 г.). Это только малая часть правовых актов, которые перестали действовать в рассматриваемой республике.
В этом и заключается проблема, ведь органы государственной власти обязаны обеспечить гарантии МСУ. Суть таких гарантий заключается в создании всеми правовыми средствами помощи в достижении муниципальными органами, как организационной, так и финансово-материальной самостоятельности.
Первым делом государство, в лице в федеральных органов, должно создать все необходимые условия, которые помогут обеспечить воплощение в жизнь всех наиболее важных и значимых гарантий для МСУ. Проигнорировав это, власти рискуют подорвать возможность органов МСУ удовлетворить все основные потребности населения страны в тех сферах, которые отнесены к ведению муниципальных образований.
Также хотелось отметить то, что некоторые авторы, например, ранее упомянутый в работе И.Р. Аминов указывает на то, что среди и правоведов, и практикующих юристов, и населения страны сложилось мнение о том, что МСУ обладает неким иммунитетом от государства. Это мнение надвигает на мысль о потребности минимизации регулирующего влияния государства на местную власть, но это может привести к тому, что у представителей государства может возникнуть недоверие к местным органам власти, так как данная сфера правоотношений, как может показаться, имеет более народный характер, а не государственный.
Однако нам больше близка позиция Гришау В.Н., который утверждает, что государство – это субъект МСУ, равно как и МСУ – это субъект государства[5]. Если высказаться проще, то государство при помощи нормативных актов регулирует всю систему МСУ, а оно в свою очередь регламентирует, а также управляет большей частью публичных дел и выступает как субъект государства.
В заключении следует сказать, что отечественный законодатель не должен закрывать глаза на существующие проблемы, ведь развитие института МСУ – это основное направление государственного строительства, которое может стать важным компонентом, способным оказать положительное влияние на будущее развитие Российского федерализма. Самое главное понимать то, что органы МСУ не только берут в государственности свое начало, но и развиваются целиком внутри государственности.
Список литературы:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)
- Аминов И.Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016, с. 2.
- Останков Д.Б. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в РФ // Современные проблемы науки и образования. 2015, с. 2.
- Гришау В.Н. Разграничение вопросов местного значения между муниципальными районами и поселениями: правовые проблемы// Вестник Тюменского государственного университета, 2006, с. 64‑67.
List of references:
- «The Constitution of the Russian Federation» (adopted by popular vote 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 N 6-FKZ, 30.12.2008 N 7-FKZ, 05.02.2014 N 2-FKZ, 21.07.2014 N 11-FKZ)
- The Federal law of 06.10.2003 N 131-FZ (edition of 02.08.2019) «About the General principles of the organization of local government in the Russian Federation» (with izm. and extra, of course. effective from 01.09.2019)
- Aminov I. R. Bodies of state power and local self-government: problems and prospects of interaction.Bulletin of the Ufa law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2016, pp. 2
- Ostankov D. B. Problems of interaction of state authorities and local self-government in the Russian Federation / / Modern problems of science and education. 2015, pp. 2
- Grishau V. N. Delineation of local issues between municipal districts and settlements: legal problems / / Bulletin of Tyumen state University, 2006, pp. 64-67.