Любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, который предполагает изменения научно-технического, экономического, социального и структурного характера. Безусловно, инновации должны иметь рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. В инновации акцент должен делаться на быстром внедрении новшества в практическое использование. И вместе с тем, внедрение инноваций предполагает получение экономического, технического, экологического и социального эффекта.
При построении различных моделей классификаций инноваций необходимо учитывать их специфику:
– открытость, т.е. необходимость постоянной ситуационной коррекции инновационной деятельности в ходе ее осуществления;
– нелинейность, а именно непредсказуемость в появлении и реализации;
– системность, что предполагает осуществление инноваций при условии мобилизации всех видов и форм деятельности;
– объективность, т.е. детерминированность инноваций, их обусловленность историческими, социокультурными, производственными обстоятельствами и потребностями;
– процессуальность, т.е. поэтапная реализация нововведений;
– альтернативность, под чем понимается возможность выбора и реализации множества путей инновационного развития;
– незавершенность, что означает присутствие постоянной интенции на генерацию новшеств, появление творчества на всех уровнях;
– высокий уровень динамики, а именно постоянное развитие, совершенствование видов и форм инновационной деятельности;
– вероятностный и рисковый характер; это подразумевает высокую степень неопределенности реализации и эффективности; отсутствие гарантий коммерческого и социального успеха.
Эти черты инноваций позволяют рассматривать инновационные процессы как процессы, являющиеся креативными, чувствительными к неопределенным ситуациям. Кроме того, они предполагают высокий уровень мотивации и наличие творческого потенциала у участников инновационного процесса.
Наиболее традиционным подходом к типологии нововведений является их разделение на нововведения-процессы и нововведения-продукты.
Г.Менш пытался увязать темпы экономического роста и цикличность с появлением базисных нововведений. В тот момент, когда исчерпывается потенциал базисных нововведений, возникает ситуация «технологического пата», что проявляется в виде застоя в экономическом развитии. По его мнению, промышленное развитие является переходом от одного технологического пата к другому. Он связывал цикличность экономики с цикличностью нововведений и фазами развития новых предприятий.
В своих трудах А. Кляйнкнехт уточнял тезис о формировании кластеров инноваций на стадии депрессии. По мнению, кластеры инноваций-продуктов действительно образуются на фазе депрессии, в то время как кластеры инноваций-процессов – на стадии повышения длинной волны.
В теории инновационного менеджмента значительное место занимают концепции, которые исследуют формирование технологических систем и способы распространения инноваций. Данные концепции развиваются целым рядом ученых. В частности, К.Фримен, Д.Кларк и Л.Суйте ввели понятие технологической системы взаимосвязанных семейств технических и социальных инноваций. Авторы считали, что темпы экономического роста зависят от формирования, развития и старения технологических систем. Старение технологических систем в одних странах и появление новых систем в других государствах приводит к неравномерности межстранового развития. Следовательно, развитию экономики способствует появление базисных инноваций в отдельных отраслях производства. А экономический рост становится следствием появления новых отраслей.
Следующие виды инноваций с точки зрения цикличного развития техники выделяет Ю. В. Яковец: крупнейшие базисные инновации – основа революционных переворотов в технике, формирования ее новых направлений, создания новых отраслей; крупные инновации – формируют новые поколения техники в рамках данного направления; средние инновации – основа для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники; заменяются на более эффективные модели; мелкие инновации – улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники.
В зависимости от степени использования в инновациях научных знаний П. Пэвит и Д. Уолкер различают 7 типов инноваций: инновации, которые основаны на использовании фундаментальных научных знаний; инновации опираются на научные исследования, но имеют ограниченную область применения; инновации разрабатываются на основе уже существующих технических знаний; инновации, которые входят в комбинации различных типов знаний в одном продукте; один продукт используется в различных областях; технически сложные новшества, они появляются как побочный результат крупной исследовательской программы; применение уже известной техники или методов в новой области.
Медынский В.Г. осуществил классификацию инноваций по следующим основным признакам: по степени радикальности; по характеру применения; по стимулу появления; по роли в воспроизводственном процессе; по масштабу и по объектам предназначения.
А. И. Пригожин предложил разделить: по типу новшества; по механизму осуществления; по инновационному потенциалу; по особенностям инновационного процесса и по эффективности.
С учетом вышеизложенного, нами предложена обобщенная классификация инноваций (таблица 1).
Таблица 1 – Обобщенная классификация инноваций
| Классификационный признак | Вид инновации | 
| В зависимости от технологических параметров | Продуктовая, процессная | 
| По типу новизны для рынка | Новые для отрасли в мире, в стране, для данного предприятия | 
| По стимулу появления (источнику) | Инновации, вызванные развитием науки и техники, потребностями производства, потребностями рынка | 
| По месту в системе (на предприятии) | Инновации на входе предприятия, на выходе предприятия, инновации системной структуры предприятия | 
| В зависимости от глубины вносимых изменений | Радикальные (базисные), улучшающие, модификационные | 
| По степени интенсивности | Бум, равномерная, слабая, массовая | 
| По темпам осуществления инноваций | Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные | 
| По масштабам инноваций | Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие | 
| В зависимости от результативности | Высокая, средняя, низкая | 
| В зависимости от эффективности инноваций | Экономическая, интегральная, экологическая, социальная | 
| В зависимости от распространенности | Единичные, диффузные | 
| По месту в производственном цикле | Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые | 
| По степени преемственности | Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения | 
| По охвату ожидаемой доли рынка | Локальные, системные, стратегические | 
| В зависимости от инновационного потенциала | Радикальные, комбинаторные, совершенствующие | 
| В зависимости от роли в воспроизводственном процессе | Потребительские, инвестиционные | 
| По виду потребности | Ориентированные на существующие потребности; ориентированные на создание новых потребностей | 
| По объему решаемых задач | Монопроекты, мультипроекты, мегапроекты | 
| По продолжительности | Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные | 
| По степени воздействия на бизнес хозяйствующего субъекта | Системные, локальные | 
| По видам деятельности хозяйствующего субъекта | Производственные, инвестиционные, финансовые | 
| Менеджерские инновации | В технологии управления; в организации производства; в организационных структурах управления; в функциях и методах управления; в технике управления | 
| По сфере деятельности | Экологические, технико-технологические, экономические, организационные, управленческие, социальные, информационные, маркетинговые | 
| По особенностям инновационного процесса | Внутриорганизационные, межорганизационные | 
| С точки зрения циклического развития | Крупнейшие, крупные, средние, мелкие | 
| В зависимости от степени использования научных знаний | Основанные на фундаментальных знаниях; на научных исследованиях с ограниченной областью применения; на существующих знаниях; на комбинации различных типов знания; на использовании одного продукта в различных областях; на побочных результатах крупных программ; на уже известной технологии | 
| По способу | Экспериментальные, прямые | 
| По уровню управления | Народнохозяйственные, отраслевые, территориальные, первичного звена управления | 
| По срокам выполнения | До 5 лет; 5-10 лет; 15-20 лет; 20 и более лет | 
| По объему | Точечные, системные, стратегические | 
| По источнику планирования | Центральные, локальные, спонтанные | 
| По достигнутым итогам | Конечные, промежуточные | 
| Примечание: составлено автором | |
Данная классификация инноваций позволяет проводить диагностику субъектов инновационного предпринимательства, фиксировать их основные группы.
Cписок литературы:
- Азгальдов Г.Г., Костин А.В. К вопросу о термине «инновация» // www.labrate.ru/articles/azgaldov-kostin_doklad_2009–2_about-innovation.htm
- Быкова О.Н. Формирование стратегии инновационного развития санаторно-курортного и туристского комплекса: дис. … д-ра экон. наук. – М., 2019
- Друкер П.Ф. Бизнес и инновации. – М.: ИД Вильямс, 2007
- Крутик А.Б. Инновационная деятельность на предприятии: монография. – Санкт-Петербург: Астерион, 2019

