В современном мире физическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры общества, направленная на укрепление и улучшение здоровья, а также всестороннее развитие физических способностей личности, которые могут быть использованы в повседневной жизни и общественной практике. Физическое воспитание в стенах вуза является обязательной частью обучения и профессиональной подготовки студентов и осуществляется комплексно в тесной взаимосвязи учебных заведений, спортивных секций, а также самостоятельных занятий студентов в свободное от учебы время.
Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в вузе и подразделяются на три раздела: теоретический, практический и контрольный. Цель такого разделения — это формирование, прежде всего, мировоззренческой системы научно-практических знаний в области физической культуры, овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности, а также приобретение опыта творческой практической деятельности и развитие специализации в физической культуре. На завершающем этапе проводятся дифференцированный и объективный учет процессов и результатов учебной деятельности в форме контрольных занятий и зачетов, обеспечивающих оперативную, текущую и итоговую информацию о степени освоения теоретических и методических знаний и умений, состоянии и динамики физического развития каждого студента.
Практика преподавания физической культуры в вузе показывает, что у студентов, включенных в систематические занятия по физическому воспитанию и проявляющих на них достаточную активность, вырабатывается режим дня и наблюдается повышение жизненного тонуса и работоспособности. Такие студенты более коммуникабельны, ответственны и добросовестны. Они готовы к сотрудничеству, успешно взаимодействуют в работе и способны к эффективному самоконтролю.
Однако на современном этапе развития общества физическая культура претерпевает ряд проблем. Приходится констатировать тот факт, что в последнее время сильно снизился уровень физического воспитания учащихся, а важность систематических занятий физической культурой отошла на второй план в связи с высокой степенью учебной нагрузки.
Профессия преподавателя физической культуры или тренера в спортивных школах остается менее престижной и значимой по сравнению с другими. Также следует отметить, что существует проблема относительно подготовки квалифицированных кадров в области физического воспитания и спортивной медицины. В настоящее время отсутствует целенаправленная и долгосрочная подготовка специалистов в области физического воспитания и спорта непосредственно по выбранной специальности, а выпускники университетов и институтов физической культуры испытывают проблемы с трудоустройством. Стоит отметить, что и сам процесс подготовки специалистов в области физического воспитания постепенно теряет свою эффективность, так как отсутствует серьезная финансовая поддержка материально-технического обеспечения учебного процесса, наблюдается старение высококвалифицированных преподавательских кадров, а сами методики преподавания теряют свою актуальность в соответствии с потребностями современной жизни. К сожалению, уровень материально-технической обеспечения учебного процесса настолько низкий, что наблюдается нехватка спортивных залов, удовлетворяющих необходимым условиям, отсутствует необходимый инвентарь и оборудование.
Еще одной наиболее острой проблемой является необоснованный уклон в пользу занятий элитными видами физических упражнений, например, такими как фитнес. Этот вид занятий доступен ограниченному кругу лиц, имеющему определенный финансовый достаток и социальное положение. Данная тенденция ведет к формированию неблагоприятного имиджа массовой физической культуры, а значит и к сокращению количества учебных занятий в вузах, что, несомненно, снижает уровень физического здоровья и физической подготовленности молодежи.
Тревогу также вызывает негативное отношение студентов к занятиям физической культурой, которое проявляется через частые прогулы и нежелание вовсе посещать занятия. Большинство студентов относятся к занятиям физической культурой нейтрально или вовсе негативно, считая их бесполезными и приносящими только усталость. В данном случае проблема кроется в методике преподавания, когда отсутствует индивидуальный подход и не соблюдается учет интересов студентов. Но ожидать положительного отношения обучающихся к данному виду деятельности без формирования интереса, мотивации к занятиям физической активностью и проведения определенных мероприятий, направленных на это, невозможно. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента при сдаче обязательных нормативов, правильно распределять учебные часы и время занятий физической нагрузкой, а также соблюдать комфортные условия для занятий.
Вышеперечисленные проблемы являются лишь малой долей преград, стоящих перед физической культурой, и требуют незамедлительного решения. Необходимо предпринять действия по скорейшему восстановлению значимости физической культуры в современном обществе. Совместными усилиями государственных служб и различных общественных организаций требуется разработать реальные экономические и социальные подходы по этому вопросу. Необходим качественный прорыв, связанный с появлением новых конкурентоспособных и привлекательных специальностей по физическому воспитанию, их эффективной материально-технической поддержкой и ориентацией на современные социально-экономические условия.
Современный ритм жизни требует все больших нервных, умственных и физических нагрузок, отсюда вытекают стресс, сонливость, нарушение обмена веществ и проблемы со здоровьем. С развитием науки и техники объем двигательной активности сводится к минимуму, приводя к его дефициту, и кардинально решить задачу повышения объема двигательной деятельности, минуя средства физической культуры, практически невозможно. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем все сильнее будет зависеть здоровье человека от уровня его физической культуры, а значит, необходимы незамедлительные действия по решению её проблем.
Список литературы:
- Физическая культура и физическая подготовка: Учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / Барчуков И.С., Назаров Ю.Н., Егоров С.С.; Под ред. Кикоть В.Я. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 431 с.
- Каткова, А.М. Физическая культура и спорт : учебное наглядное пособие / А.М. Каткова, А.И. Храмцова. — М. : МПГУ, 2018. — 64 с.
- Студопедия [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://studopedia.ru/