Применение специальных знаний в форме служебных проверочных действий, их организация и использование в практической деятельности

9 июня 11:48

Служебная проверка представляет собой деятельность, направленную на комплексную и всестороннюю проверку того или иного проступка, имеющего дисциплинарный характер.

В данном случае следует понимать, что своего рода, служебное расследование считается внутриорганизационным мероприятием. Выражается, оно, как правило, в проведении работодателем допроса конкретно провинившегося работника или иного сотрудника, с условием того, что они находятся в составе организации. При этом, ванном случае речь идет не о проведении допроса как следственного действия при расследовании преступления, поэтому от процедуры допроса лицо может свободно отказаться. Ровно также как и не представляется возможным проведение проверки на полиграфе или же проведение личного досмотра.

При рассмотрении поставленного в теме вопроса, обратим внимание на мнение законодателя. Так, согласно ч.2 ст. 59 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» при проведении служебной проверки в обязательном порядке должны определяться:

  • Сам по себе факт совершения должностным лицом дисциплинарного проступка;
  • Установление вины лица, занимающего пост гражданского служащего;
  • Возможные причины, побудившие человека совершить дисциплинарный поступок;
  • Вред, который был причинен гражданским служащим.

Также следует обратить внимание и на иные документы, имеющие ведомственный характер. Так, например, приказ МВД РФ № 161 от 26.03.2013 г., закрепляет характерные основания для проведения служебной проверки, к которым может относиться острая необходимость оперативного выявления возможных причин дисциплинарной проступка и его характера, а также подтверждение ряда обстоятельств, которые в свою очередь входят в содержание ст. 14 ФЗ «О службе в органах внутренних дел

Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».    

Волевое решение о проведении соответствующей проверки принимает руководитель ОВД, свое оформление оно получает в виде резолюции, при этом на свободном участке документа в обязательном порядке должны содержаться основания для ее проведения. Вместе с этим, на отдельном листе бумаги должна быть отмечена дата составления документа и соответствующий регистрационный номер.

В итоге проведения служебной проверки необходимо составить заключение, содержание которого представлено в виде совокупности всех материалов полученных в ходе проверки. По своей структуре заключение представляет наличие трех частей, а именно:

  • Вводной;
  • Описательной;
  • Результативной.

Стоит отметить, какая именно информация указывается в вводной части. Так, в нее входят данные о должности, звании и инициалов лица. В некоторых случаях, вводная часть может быть дополнена сведениями об образовании служащего, общем количестве его поощрений, а также не снятых на момент составления заключения дисциплинарных взысканий. 

В заключении также идет указание на передачу материалов либо в следственный комитет, либо в прокуратуру, в целях принятия квалифицированного решения по конкретному вопросу. Кроме этого, в заключении может иметься и рекомендации об оказании человеку, работающему в организации определенной правовой или же психологической помощи.

Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 ФЗ от 30.11.2011№ 342-ФЗ. Рекомендации, связанные с опровержением тех сведений, которые каким-либо образом могут порочить честь и человечное достоинство личности. Как раз таки по данному основанию может назначаться служебная проверка или для обращения в прокуратуру за защитой нарушенных прав и законных интересов.

Заключение, содержащее в себе все результаты служебной проверки представляется соответствующему руководителю органа ОВД в течении 3 дней и не позднее указанного срока и соответственно утверждается им не позже 5 дней с момента принятия.

Должностное лицо, осуществляющее проведение служебной проверки, ознакамливает сотрудника, в отношении которого она проведена, с утвержденным заключением. В случае отказа сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, от подписи в ознакомлении с заключением, составляется акт в свободной форме, подписываемый не менее чем 3 сотрудниками.

Копия заключения служебной проверки направляется в кадровое подразделение органа внутренних дел для дальнейшего приобщения к материалам личного дела сотрудника. К материалам, подтверждающим или же исключающим вину сотрудника, относится:

  • Обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность сотрудника;
  • А также другие факты и условия, которые могут быть установлены посредством проведения служебной проверки

В резолютивной части может указываться следущая информация. Во-первых, заключение об окончании служебной проверки и о виновности сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка. Во-вторых, предложения о применении к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия. В-третьих, выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка. В-четвертых. выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника. В-пятых, предложения о передаче материалов в следственного комитета или прокуратуры для принятия решения в установленном законом порядке.

В заключении, рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и психологической помощи. Из чего можно сделать вывод о том, что специальные знания следователя представляют собой ни что иное как совокупность определенных умений и навыков, которые он приобретает посредством профильной подготовки и опыта работы необходимого для производства расследования по уголовному делу. Так как именно следователь в силу своих специальных знаний осуществить детальный анализ информационного содержания следов, обнаруженных на месте происшествия, как совокупности различных информационных полей, обеспечивающих их всестороннюю характеристику.

  

Список использованных источников и литературы:

 

  1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция)
  2. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция)
  3. Приказ Следственного комитета РФ от 3 февраля 2015 г. N11 «Об утверждении Инструкции о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации»( с изменениями и дполнениями)
  4. Васильев Ф.П., Николаев А.Г. «Правовое регулирование проведения служебных проверок в системе органов внутренних дел Российской Федерации и их особенности»
  5. Камалетдинова А.А. «Организационные и правовые основы психологического обеспечения служебных проверок в органах внутренних дел»