Актуальность: Пандемия COVID-19 внесла значительный вклад в установленный уклад повседневной жизни населения по всему миру. Необходимость в соблюдении карантина привела к значительным изменениям образа жизни людей, в особенности у студентов, которые были вынуждены экстренно адаптироваться к новейшим методам получения информации в домашних условиях изоляции.
Различные по специализации учебные заведения выявили проблему доступной подачи материала в рамках дистанционного формата обучения. С данной проблемой в первую очередь столкнулась дисциплина «Физическая культура и спорт», так как данный учебный предмет носит практический характер, и реализация занятий в онлайн-режиме вызвала масштабные затруднения. По данным ВОЗ, первым признаком здоровья населения является физическая активность, однако в домашних условиях спортивные возможности ограничены, что может повлечь за собой негативные последствия для организма человека в целом. [1,51]
Целью данной публикации является анализ методов и способов улучшения качества проведения дистанционных занятий в период пандемии по учебному предмету «Физическая культура» в высших учебных заведениях.
Методы исследования: анкетирование студентов, анализ научных статей по вопросам организации дистанционных занятий по физической культуре. Использование таких источники, как PubMed, Сyberleninka, Elibrary , а также рассмотрение статей от 2019 года.
Результаты исследования и их обсуждение:
В ходе социологического исследования был проведён опрос 100 студентов университета СЗГМУ имени И.И.Мечникова в возрасте 18-24 лет, которые сталкивались с дистанционными занятиями по дисциплине «Физическая культура». Опрос был произведён с помощью интернет платформы Google Формы. Результаты исследования показали, что больше половины студентов, участвовавших в анкетировании (64%) ответили, что их занятия по физической культуре сократились, а 60% студентов обнаружили прибавку в весе более чем на 2 килограмма за период дистанционного обучения. Среди студентов 24%, участвующих в анкетировании отметили периодическое ухудшение здоровья, в частности появление болей в суставах, возникновение одышки после физической нагрузки, появление дискомфорта в глазах из-за частого использования электронных носителей . Также в ходе анкетирования было выявлено, что у большей половины опрошенных (59%) отсутствует в домашних условиях спортивный инвентарь, а 72% студентам некомфортно выполнять физические упражнения в домашних условиях. Результаты анкетирования представлены в виде диаграммы на Рис.1
Рис.1 Результаты анкетирования по вопросу трудностей, встречаемых в процессе дистанционного обучения по занятиям физической культуры
Занятия физической культуры основаны на выполнении различных физических упражнений, а также на эмоциональной связи между студентами и преподавателем. В дисциплине «Физическая культура» необходимо получать обратную связь от наставника, наблюдать за его техникой выполнения упражнений. При формате дистанционного обучения не всегда имеется возможность транслирования студентом выполняемых действий, и как следствие, обратная связь может преподноситься с отставание, а также у преподавателя в большинстве случаев отсутствовать возможности отследить работу ученика. Данные недостатки дистанционного формата обучения приводяь к снижению мотивации качественного выполнения физических упражнений среди студентов. В результате студент перестаёт регулярно заниматься спортом, следственно возникновение проблем со здоровьем.
Одной из главных проблем, способных помешать организации дистанционных занятий по физической культуре является отсутствие должного места для эффективного занятия, а также необходимого спортивного инвентаря. Для выполнений физических упражнений часто требуются гантели, скакалки, коврики, мячи, а также турники. Следовательно, при проведении физкультуры в удаленном формате преподаватель должен построить занятие таким образом, чтобы для выполнения упражнения студенты использовали материалы, доступные каждому дома. Это могут быть бутылки, заполненные водой, книги, табуретки. Введение таких факторов обучения с использованием нестандартного инвентаря может заинтересовать студентов и повысить их продуктивность занятий спортом в домашних условиях.
Анкетированием было доказано, что дистанционные занятия по физической культуре не удобны для студентов и требуют реформ. Данная ситуация усугубляется малоактивным образом жизни, долгой фиксации в одной позе на дистанционном обучении во время пандемии, что ведёт к прибавлению в весе и развитию значительных заболеваний.
Таким образом, ограничение занятий физической культуры негативно отражается на состоянии и здоровье студентов. Для успешной адаптации к условиям реализации учебного процесса в обстановке пандемии необходимо пересмотреть подходы к онлайн-занятиям физической культурой, а именно сделать упор на занятия физическими упражнениями по специальным методикам, реализуемым в домашних условиях.
Список литературы:
- Аверина Л.Ю. Анализ эффективности дистанционного обучения по «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту» в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции / Л.Ю. Аверина, Н.А. Банникова, Г.С. Кожанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 6. – С. 56–58
- Губа, В.П. Коронавирус как новая реальность спортивного дискурса / В.П. Губа, Р.В. Белютин, Е.Е. Ачкасов // Теория и практика физической культуры. – 2020. – No 7. – С. 72–75.
- Евсеев В.В., Волкова Л.М. Физическая культура в студенческой среде и мотивация занятий спортом // Физическое воспитание и студенче- ский спорт глазами студентов: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. / ред. Р.А. Юсупов, Б.А. Акишин. Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2018. С. 20–22.
- Кариаули А.С. «Векторы использования социальных сетей и мобильных приложений в дисциплине «Физическая культура»./ А.С. Кариаули/Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2019. № 1. С. 51-54.
- Роль самостоятельных занятий физической культурой и спортом в условиях пандемии / А.Г. Карасев, О.А. Казакова, Л.А. Иванова, А.М. Данилова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – No 5 (183). – С. 195–199.