Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста на данный момент является одной из самых актуальных проблем в современном образовании (и в российском в частности). Педагоги и психологи дошкольных образовательных учреждений занимаются проблемами психологического и физического воспитания, не уделяя при этом внимания гендерной самоидентификации ребенка, которая также во много может влиять на становление дошкольника как личности в будущем. Эта проблема главным образом связана с демократизацией общества, повлекшей разрушение стереотипов о том, как должен вести себя мужской пол, а как женский. Многие специалисты (в т.ч. И.С.Кон, В.Е.Каган) утверждают, что признание равных прав мужчин и женщин делает гендерное воспитание в современных детских садах и школах необходимым, но при этом содержание полоролевого воспитания мало разработано, несмотря на принятую ещё в 2002 году Гендерную стратегию развития Российской Федерации, в которой говорилось о необходимости «соответствующей коррекции дошкольного образования и общеобразовательных программ в школах, средних специальных и высших учебных заведениях»[1].
Для того, чтобы разобраться в данной проблеме, необходимо в первую очередь понимать, что такое гендер. В настоящее время большинство людей, которые слышали этот термин, называют гендер социальным полом, однако, по современным гендерным исследованиям, это определение является относительно устаревшим. Со стремительным развитием феминистского движения в мире за последние несколько лет, данному понятию стало уделяться гораздо больше внимания в научном сообществе, и оно стало объектом активного исследования социологов и психологов, в первую очередь как необходимость для борьбы с различными видами социального неравенства. Современные феминистские и гендерные исследования рассматривают гендер не как производную биологического пола, а как одну из базовых категорий социального деления и неравенства, находящуюся в сложном и многоуровневом взаимодействии с биологическим полом [2]. Гендер является одним из видов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, возраст организует систему социальной иерархии [3]. Уже давно известно, что различия в анатомии мужчин и женщин не так велики. Некоторые ученые и вовсе считают, что различия между полами заключаются только в их роли в воспроизводстве потомства. Такие особенности полов как различия в весе, росте, мускульной силе на самом деле не так серьёзно зависят от биологического пола, как было принято считать долгие годы. Ведь на все эти параметры зачастую влияют образ жизни, питание, которые, в свою очередь, зависят от общественных убеждений, традиций, сложившихся на определенной территории. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии [3]. Показателен и тот факт (который пришёл к нам из истории и антропологии), что, то, что в одном обществе считается абсолютно мужским (вид деятельности, социальная роль, черта характера и т.д.), другим обществом будет рассматриваться как совершенно женское. Поэтому, можно сделать вывод, что наши психологические особенности, поведение, род деятельности всё-таки определяются не биологическим полом, а именно социальными и культурными нормами, принятыми в том или ином обществе.
Отсюда и вытекает необходимость гендерного воспитания детей в образовательных организациях начиная с дошкольного возраста, так как образование – это один из важнейших агентов социализации человека. Появляется такое понятие как гендерная педагогика — наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры [4]. Основным назначением гендерной педагогики на данный момент является выявление психолого-педагогических условий успешного воспитания мальчиков и девочек, которые бы помогали становлению индивидуальных черт, а также психологическая помощь детям в процессе их гендерной самоидентификации, в становлении их самосознания.
Из-за существования возможности влиять на гендерную идентификацию ребенка, стало необходимым создание модели, концепции гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Сейчас в большинстве детских садов принято обучать детей поведению определенного гендера, образование стереотипно дифференцируется: мальчикам дают больше свободы, их учат уметь достигать своих целей в конкурентной борьбе, девочки же должны быть более послушны, добросовестны, терпеливы, их чаще учат красоте и эстетичности. А когда ребёнок совершает действия, которые не ожидают от его пола, зачастую на него начинает оказываться психологическое (а нередко и физическое) давление, как со стороны родителей и педагогов, так и со стороны сверстников. У последних оно чаще всего проявляется в дразнении, высмеивании. Что интересно, в обществе, где женщины менее зависимы экономически, соответственно, менее выражена тенденция воспитания девочек в покорности и послушании. Предположительно, полоролевая социализация в разных культурах является схожей до той степени, в какой схоже разделение труда по признаку пола [3].
Именно поэтому воспитание должно быть гендерно-сбалансированным. Ребенок должен знать, что характерно для каждого из гендеров, но при этом важно, чтобы это не было ему навязано. Педагогическая среда может помочь ребенку научиться дифференцировать себя от представителей другого пола, но при этом выбрать наиболее подходящие лично для него индивидуальные гендерные качества, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно и это не мешало ему социализироваться в дальнейшем.
Реализация гендерного подхода в воспитании дошкольников может происходить следующим образом: во-первых, в дошкольных учреждениях необходимо создавать гендерно-нейтральное педагогическое пространство. Такая среда воспитания и развития предполагает приобщение ребенка к принятой в обществе системе социальных ролей и взаимоотношений через освоение гендерных ролей, норм, ценностей, идеалов и морали современного общества [5]. Для этого, в том числе, необходимо, чтобы сами педагоги были готовы к этому и профессионально, и психологически. Во-вторых, в программы воспитания и обучения нужно внедрять методики гендерного воспитания. А в-третьих, что тоже немаловажно, проводить информационно-просветительскую работу с родителями по вопросам гендерной самоидентификации их детей (открытые лекции, консультации с психологами).
В частности, такой подход в воспитании может реализовываться через предоставление детям возможности попробовать себя в занятиях, характерных для разных гендерных ролей. Например, давать больше возможностей девочкам заниматься конструкторами (которые большинство из нас считают мальчишечьим занятием) или спортом, а мальчиков чаще обучать навыкам самообслуживания. Необходимо создавать общее игровое пространство, не делить его на «девчачью» и «мальчишечью» зоны. Зачастую воспитатели дошкольных учреждений делят детские вещи на розовые для девочек и голубые для мальчиков, что еще больше укрепляет гендерные стереотипы в сознании детей. Что касается эмоциональной сферы: не стоит запрещать мальчикам выражать свои чувства, и даже побуждать их к этому, а девочкам давать больше свободы в выборе действий, поднимая тем самым их самооценку. Возможно проведение различных упражнений и игр, где дети смогут обменяться ролями, чтобы лучше понимать друг друга и себя, а также занятий, где мальчики и девочки занимаются общим делом на равных правах. И, конечно, важно привлекать к воспитанию дошкольников родителей обоих полов, ведь дети, в первую очередь, равняются именно на них и благодаря им усваивают гендерные роли и качества, чтобы уже позже выбрать наиболее подходящие для себя.
Таким образом, гендерный подход в воспитании помогает педагогам дошкольных учреждений и родителям по-новому строить процесс воспитания, учитывая современные социокультурные нормы, избавляться от гендерных стереотипов, помогать своим детям самоиндентифицировать себя и делать воспитание куда более эффективным, так как благодаря гендерному воспитанию мы не только помогаем детям находить себя в данной системе ценностей, но и растим поколение свободных, толерантных людей.
Список использованных источников литературы:
- Гендерная стратегия Российской Федерации. URL: http://www.owl.ru/win/docum/rf/strategy/strategy.htm
- Венди Сили Харрисон. Тень и субстанция. Пол / гендерные дебаты / / Справочник по гендерным и женским исследованиям / Кэти Дэвис, Мэри Эванс, Джудит Лорбер. — Sage, 2006. — ISBN URL: https://www.researchgate.net/publication/242658097_The_Shadow_and_the_Substance_The_SexGender_Debate
- Словарь гендерных терминов. URL: http://www.owl.ru/gender/alphabet.htm
- Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л.И. Столярчук. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. – 386 с.
- Радзивилова М.А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4-2. – С. 453-456.