Общение со сверстниками является важным составляющим аспектом в социализации подростка и является ведущим типом деятельности в подростковом возрасте. Ю. А. Масальская считает, что общение – это взаимодействие людей, в котором устанавливается взаимопонимание, взаимоотношения между ними, основанные на определённых взаимообращениях участвующих в общении людей по отношению друг к другу [3, с. 73].
Особенность общения подростков со сверстниками строится на основе двух противоречий. С одной стороны, это потребность в обособлении – желании отстоять свою индивидуальность и независимость. С другой стороны, возникает потребность в принадлежности к какой-либо группе, проявляющаяся в желании уважения, признания и поддержки со стороны сверстников, что ведёт к необходимости подростка соблюдать установленные правила и выполнять требования группы.
Можно выделить три основные функции общения подростка со сверстниками [7, с. 241]:
1) через общение со сверстниками подросток получает необходимую информацию, связанную как с учебной деятельностью, так и с ответами на вопросы относительно личных интересов, не обращаясь ко взрослым;
2) через общение со сверстниками подросток удовлетворяет свои эмоциональные потребности, связанные с групповой принадлежностью, взаимопомощью, солидарностью, поддержкой и т.д.;
3) через общение со сверстниками подросток учится выстраивать межличностные взаимоотношения, обучаясь навыкам социального взаимодействия.
Принадлежность подростков к какой-либо референтной группе имеет важное значение для их социального развития [4, с. 105]. Во-первых, подростки учатся соблюдать правила и нормы, которые являются общими для всех членов группы. Во-вторых, учатся таким качества, как солидарность, поддержка, взаимопомощь. В-третьих, подросток в группе может реализовать свои способности. Принадлежность подростка к группе может повысить его уверенность и самооценку (является лидером в группе) или, наоборот, занизить (является непонятым и непринятым группой), а также удовлетворяет потребность в межличностном общении.
Референтная группа влияет на поведение подростка, используя различные психологические механизмы такие как, научение, подражание, заражение, идентификация (чаще всего через одежду, поведение и др.) [7, с. 241]. Психологические механизмы помогают привлечь внимание подростков и управлять их поведением при принятии решения.
В группе подросток может занимать позицию лидера, которая характеризуется способностью быстро принимать решения и управлять работой группы, или аутсайдера. К последней категории относят подростков, которых группа не принимает по каким-либо причинам (агрессивный подросток, эгоистичный, некоммуникабельный, имеет низкий социальный статус и др.), или такие подростки занимают нишу группы и остаются незамеченными. В отличие от аутсайдера, лидер в группе может быть только один. Также в группе есть такие подростки, которые не являются лидерами, но они значимы для группы и к их советам прислушиваются, они могут иметь несколько друзей.
Выбор друга также является важной стороной общения со сверстниками для подростка. Подросток выбирает друга, который имеет такие же увлечения, интересы, успехи в учебе и социальное положение в обществе. Через общение со своим другом подросток познаёт себя, своё место в мире, учится взаимопониманию, поддержке, сопереживанию.
К концу подросткового возраста появляется интерес к противоположному полу и стремление нравиться. Так подростки идентифицируют себя по половому признаку. Сначала такой интерес может проявляться в неадекватных формах поведения, например, в повышенном внимании к противоположному полу, проявляющемся в дергание девочек за косички, жалобах девочек на мальчиков, повышенной агрессии и т.д. Таким образом подростки пытаются привлечь к себе внимание. Позже отношения постепенно усложняются, что проявляется в любовных переписках, приглашениях на свидание. Подростки начинают ощущать чувство взрослости и у них возникает симпатия к противоположному полу, а позже и чувство влюбленности, переходящее в глубокое чувство – любовь. Всё это заставляет подростков работать как над своими внешними качествами, так и над внутренними, что ведёт к самосовершенствованию и самовоспитанию.
Отличительной особенностью общения современных подростков со сверстниками является использование жаргона, под которым понимается совокупность слов и выражений, характерных для той или иной социальной группы.
Можно выделить следующие функции жаргона, используемого в среде современных подростков:
1) стремление уменьшить набор слов, которые чаще всего используются: облом –попасть в неприятное положение, параша – плохая вещь, крышка – наказание за поступок, чувак – парень и т.д.;
2) передача эмоций и чувств через ярко окрашенные выражения, которые понятны только подросткам: шнырь – шестерка, перетирать – обсуждать, в лом – лень, красава – молодец и т.д.;
3) отражают состояние психики, которая в подростковом возрасте неустойчива и эмоционально окрашена, поэтому подростки сдержаны в проявлении чувств: тусить – танцевать, впёрся – возникли проблемы, го – призыв к действию, в натуре – убеждение и т.д.
Употребление жаргона в речи современных подростков имеет разные причины, которые могут быть связаны с игрой, выражением протеста, бедностью лексикона, отделением «своих» от «чужих», проявлением чувства солидарности. Также современные подростки активно используют различные жесты, имеющие четкое значение в их среде (сплетение нескольких пальцев отражает единство; кручение указательным пальцем у виска означает пренебрежение интеллектуальными способностями сверстника и др.). Часто подростки и не задумываются о значении различных слов и жестов, которые могут оскорбить личность или унизить её достоинство.
Современные подростки активно общаются в Интернете, используя социальные сети («Вконтакте», «Одноклассники», «Твиттер», «Instagram» и др.). Использование Интернета как средства общения имеет много достоинств: поиск друга или единомышленника; общение на расстоянии; выкладывание результатов своего творчества (песни, стихи); поиск познавательной информации и получение новостей. Общение в Интернете имеет недостатки: подросток много времени тратит впустую; использование сокращений обедняет лексикон («поч» – почему, «ок» – хорошо, «прив» –привет), что ведет к снижению грамотности; появляется зависимость от виртуального мира, что характеризуется проведением большого количества времени за компьютером или телефоном, а это отрицательно сказывается на состоянии здоровья; мошенничество. Еще одной важной проблемой общения в социальных сетях является различные группы («Синий кит»), которые направлены на общение с подростками. При этом в группах работают профессиональные психологи, которые выстраивают доверительные отношения с подростками, представляясь сверстниками, и заставляют выполнять определенное количество заданий, которые связаны с нанесением вреда своему здоровью (пробежать перед едущей машиной, сделать порезы на коже и др.), а позже выполнением последнего задания подталкивают подростков на суицидальные действия. За бездействие организаторы групп угрожают рассказать всё родителям. Чаще всего под влияние таких групп попадают отверженные и одиноки подростки. Общение в Интернете носит противоречивый характер. Несмотря на наличие достоинств общения в Интернете, оно не сможет заменить «живое» общение при непосредственном контакте друг с другом.
Таким образом, можно прийти к выводу, что общение со сверстниками является важным фактором, влияющим на развитие и социализацию подростка и имеет свои отличительные особенности. Изоляция подростка от взаимодействия со сверстниками может негативно сказаться на его психическом развитии, так как само поведение подростка изначально является коллективно-групповым.
Использованные источники:
- Бортникова, Л. Г. Осознанная саморегуляция произвольной активности подростков в контексте реализации ведущего типа деятельности [Электронный ресурс] / Л. Г. Бортникова, Д. Б. Петрова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – № 1. – С. 163-169. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/231114/#1 (дата обращения: 15.10.2019).
- Донцов, А. И. Психология коллектива / А. И. Донцов. – М. : Изд-во МГУ, 1984. – 208 с.
- Масальская, Ю. А. Влияние межличностных отношений в подростковом возрасте на формирование личности [Электронный ресурс] / Ю. А. Масальская // Вестник инновационного евразийского университета. – 2017. – № 2. – С. 73-76. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/548237/#1 (дата обращения: 15.10.2019).
- Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., доп. – М. : Издат. центр «Академия», 2002. – 200 с.
- Петровский, А. В. Психология развивающейся личности / А. В. Петровский. – М. : Педагогика, 1987. – 311 с.
- Слепухина Г. В. Нравственное развитие старшеклассников во взаимодействии субъектов образовательного процесса : дис. …канд. пед. наук. / Г. В. Слепухина. – Магнитогорск, 2003. – 184 с.
- Юдина, А. И. Факторы влияния на социализацию подростков в условиях трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] / А. И. Юдина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 24. – С. 231-242.