В современном мире прокрастинация является острой проблемой в личностном пути человека. Такой феномен приводит к упадку сил, апатии и даже депрессии. Как правило, именно подростки наиболее подвержены прокрастинации, поскольку этот возраст связан с глубокой перестройкой как физического, так и психического состояния. Существует несколько типов прокрастинации, но для начала является целесообразным дать определение этому термину.
Прокрастинация – это понятие в психологии, обозначающее склонность к постоянному «откладыванию на потом» неприятных мыслей и дел. [1] Такое состояние знакомо многим людям, но настоящей проблемой оно становится в тот момент, когда превращается в «стандартное» состояние человека, его стратегию поведения.
В проблеме прокрастинации как стратегии поведения подростков существуют особенности, отличающие её от лени и других подобных лени проблем. Прежде всего, это сам факт откладывания дел на потом. Человек откладывает свои планы и задачи на неопределенный срок.
Следующая особенность – осознанность. Человек осознает, что он откладывает дела на потом, понимая, что это может повлечь за собой проблемы. Другой особенностью является стресс. В отличие от обычной лени прокрастинация действует на человека негативно, вводя его в состояние стресса или депрессии.
Следует отметить и варианты прокрастинации. Первым вариантом прокрастинации является бытовая прокрастинация – откладывание бытовых дел на потом. Следующий вариант – невротическая прокрастинация. Откладывание на потом очень важных решений, последствия которых будут долговременными. Так же вариантом прокрастинации является академическая прокрастинация, свойственная для подростков и людей юношеского возраста. Такая прокрастинация подразумевает под собой откладывание выполнения учебных заданий, подготовки к экзаменам.
Среди подростков проблема прокрастинации нередко становится стратегий поведения в социуме. Такие подростки нередко откладывают заданные им дела, проявляя нежелание выполнять задания, навязанные им другими людьми. Желание отдыхать и заниматься любимыми делами может привести подростков к прокрастинации, но проблемой это поведение становится в том случае, когда прокрастинация становится образом жизни подростка. В такой ситуации у подростка пропадает желание развиваться, отсутствуют какие либо цели, приостанавливается личностное развитие, что серьёзно сказывается на дальнейшей жизни.
Каковы же причины прокрастинации как стратегии поведения у подростков?
Первой причиной является злость подростка. Такое состояние возникает ввиду власти родителей над ними, что, по их мнению, существенно ограничивает свободу личности. В такой ситуации подросток выражает недовольство ситуацией, проявляет бунтарство, откладывая «скучные» дела на неопределенный срок. В период подросткового возраста развивающуюся личность интересует самостоятельность, а не оценки преподавателей и родителей. [3]
Следующей причиной является позиция жертвы подростка. В такой ситуации выполнение любого «ненужного» дела для подростка является дискомфортом, он чувствует себя жертвой среди людей, чувствуя, что взрослые люди манипулируют, руководят им.
Одной из серьезнейших причин прокрастинации подростков является неуверенность в себе. В такой ситуации подросток чувствует себя безнадежным, недостаточно умным, неспособным решать ту или иную задачу. Вследствие этого подросток откладывает дела на неопределенный срок. В подростковом возрасте качественно важным становиться вопрос самоопределения, оценивания себя, рефлексии. Когда подросток не уверен в себе, личностное развитие останавливается.
Говоря о причинах прокрастинации как стратегии поведения подростков, представляется значимым сказать о способах борьбы с ней.
Первый способ – планирование дел. Строгое планирование запланированных действий поможет подростку визуализировать время, необходимое для выполнения того или иного действия, что позволит подростку осознать, когда и каким будет результат.
Следующим способом является психологическая практика «Письмо в будущее». Такая практика поможет подростку приблизить себя к достижению цели, придать уверенности.[3]
Очень важным способом борьбы с прокрастинацией является осознание проблемы. Именно с этого начинается решение любой проблемы. Подростку необходимо осознать, что он – прокрастинатор. Самое главное правило в таком способе – не рассматривать это качество как положительное или отрицательное. Необходимо просто принять факт присутствия данной проблемы, что поможет подростку концентрироваться на достижении целей, что приведет к решению проблемы прокрастинации.
Обобщая всё вышесказанное, следует сделать вывод, что проблема прокрастинации как стратегии поведения среди подростков является одной из главнейших проблем. Если такая проблема дала о себе знать, необходимо получить все сведения о причинах этой проблемы, что поможет рационально искать решение. Важным компонентом проблемы прокрастинации подростков является комплексная работа психологов, родителей и самих подростков.
Использованные источники
- Прокрастинация. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/674376 (дата обращения: 06.01.2020)
- Как подростку справиться с прокрастинацией. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://childdevelop.ru/articles/psychology/6034/ (дата обращения: 06.01.2020)
- Прокрастинация – виды, признаки, причины. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://turbo-suslik.org/prokrastinatsiya/ (дата обращения: 06.01.2020)
- Прокрастинация и 20 способов от нее избавиться. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/cognifit/prokrastinaciia-i-20-sposobov-ot-nee-izbavitsia-a-vy—prokrastinator-5b2a2caccb2e1400a95b85a8 (дата обращения: 06.01.2020)