СЕНСИТИВНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

18 февраля 5:37

Проблема правильного воспитания ребенка является актуальной для всех родителей. Знание о сенситивных периодах развития у детей существенно облегчает этот процесс.  Ведь сенситивный период — это период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Данный период характеризуется как временной отрезок высокой пластичности, когда функция и структура психики показывает свою способность к изменениям согласно специфике внешних обстоятельств. Для развития отдельной психической функции и навыка определён свой сенситивный период. Например, для возраста полутора-трёх лет присущ сенситивный период развития речи. Это значит, что если способствовать в это время обучению говорения малыша, то он довольно быстро усвоит новое. Ведь его психика в данный момент сосредоточена на развитии речи.

В основе сенситивного подхода лежит простое правило, которое было изучено еще в начале 20 века отечественным ученым с мировым именем Л.С. Выготским. В определенном возрастном периоде психика особо чувствительна к изменениям внешней среды и поддается влиянию. Однако не стоит забывать, что все дети развиваются индивидуально. Но родителям нужно сконцентрироваться именно на том времени, когда потребность мозга в речи возрастает.

Итальянский педагог М. Монтессори в 20 веке разработала авторскую методику, которая остается актуальной в наше время. Эффективность ее в том, что знания подаются в простой игровой форме и именно тогда, когда мозг готов их принять. Сенситивные периоды используются для обучения речи, письму, математике, творческой деятельности и спорту.

Если рассматривать использование сенситивного подхода к обучению детей, то первые десять лет жизни ребенка делятся на пять этапов. Учитывая индивидуальность развития, может наблюдаться расхождение в один-два месяца.
Так, от полутора до трех лет мозг ребенка наиболее чувствителен к восприятию речи. В этот период дети активно пополняют словарный запас. Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этот период, можно привести следующие данные педагогических наблюдений и психолого-педагогических исследований: в полтора года объем словарного запаса детей составляет 30-50 слов, к концу второго года — 80-100 слов, к трем годам — примерно 300-400 слов.

Следующий период – от трех до четырех лет. Он характеризуется преимуществом к пониманию знаковых обозначений – цифр и букв, происходит подготовка к письму. Также развиваются осознанная речь и оценка собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств. Если родители будут правильно знакомить ребенка с окружающим миром, то органы чувств воспитанника смогут достичь по уровню своего развития едва ли не предела человеческих возможностей.

В возрасте от четырех до пяти лет дети проявляют интерес к таким предметам как музыка и математика.  Усиливается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие.

Переход от письма к чтению наиболее эффективным является в возрасте от пяти до шести лет. Также в этот период важно привить дошкольнику социальные навыки.

Языковые способности вторично достигают пика в восемь-девять лет. В этом же возрасте важно развивать воображение и культурное образование.

 

Таким образом, сенситивные периоды развития определяются как  наиболее благоприятные условия для эффективного развития каких-либо особенностей личности.  Если эти периоды не учитываются при организации обучения и воспитания, то невозможно достигнуть полного овладения навыков, которых они определяют.  

 

Список используемых источников и литературы:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
  3. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов.
  4. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому / Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М.: ИД «Карапуз», 2000. (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори).

 

List of references:

  1. Abramova G.S. Vozrastnaja psihologija: Ucheb. posobie dlja stud. vuzov. – M.: Akademija, 1999. – 672 s.
  2. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij. T.4. Detskaja psihologija. – M.: Pedagogika, 1984. – 432 s.
  3. Gluhov V.P. Osnovy psiholingvistiki: ucheb. posobie dlja studentov pedvuzov.
  4. Montessori M. Pomogi mne jeto sdelat’ samomu / Sost. M. V. Boguslavskij, G. B. Kornetov. — M.: ID «Karapuz», 2000. (sbornik fragmentov iz perevedennyh knig M. Montessori i statej rossijskih avtorov o pedagogike M. Montessori).