В настоящее время возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья. В каждом дошкольном учреждении можно встретить ребенка данной категории. Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья присутствуют такие трудности, как плохо развитая речь. Вследствие этого ребенок не может сказать о своих чувствах, желаниях, потребностях, от этого возрастает психо-эмоциональное напряжение ребенка, социальная дезадаптация, возникает эмоциональная нестабильность и, часто проявляются такие чувства, как агрессия, гнев, обида. Эффективным средством для снятия психо-эмоциаонального напряжения служит арт-терапия.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Кроме того, арт-терапия – это еще и способ самовыражения личности.
Психотерапевтическая энциклопедия по ред. Б. Д. Карварского определяет арт-терапию как использование искусства как терапевтического фактора.
Арт-терапия, как метод психологической помощи, существует довольно давно. Еще в древнем Китае, для того чтобы исцелить нервные потрясения, практиковалось рисование иероглифов. Термин «арт-терапия» впервые использовал художник Адриан Хилл в конце 30-х годов 19 века. Он описал свой опыт лечения больных туберкулезом, во время которого Адриан Хилл сделал вывод, что творческий процесс помогает его пациентам преодолеть заболевание.
Тщательный анализ психолого-педагогических исследований и обобщение практического опыта коррекционно-развивающей работы показали, что добиться более значительных результатов в работе с детьми с нарушениями в развитии можно. Для этого необходимо включать в систему занятий наряду с традиционными методами, инновационные приемы, нестандартные формы и методы проведения занятий. Поиск новых путей повышения результативности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста привели к включению в занятия арт-технологий.
Цель арт-терапии состоит в том, чтобы помочь людям научиться выражать свои эмоции, а те работы, которые они создают в процессе, имеют лишь вспомогательное значение и используются для понимания переживаний, результатом которых они стали. Л. С. Выготский выделял два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии. Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».
Арт-терапевтическая помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья в преодолении актуальных коммуникативных трудностей может включать разнообразные формы (пассивную — активную, структурированную — неструктурированную) и методы. К ним относятся: музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, психологические этюды.
Музыкотерапия — метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Методики музыкотерапии предусматривают как самостоятельное использование музыки в качестве фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование и др.), так и музыкальное сопровождение других коррекционных приемов (рисование, куклотерапия) для усиления эффекта воздействия.
Библиотерапия или сказкотерапия — метод коррекционного воздействия на ребенка с помощью чтения специально подобранной для него литературы.
Танцевальная терапия— метод, который использует танец как средство воздействия и объединяет в себе танцевальные движения, физический контакт и интенсивное межличностное взаимодействие детей.
Психологические этюды— метод воздействия, основанный на включении ребенка в актерскую деятельность, в рамках которой создаются условия для снятия актуальных травмирующих состояний и выработки эффективных способов решения возникшей проблемы.
Методы изобразительного творчества и библиотерапии являются эффективным средством в преодолении агрессивности, цинизма, враждебности, нетерпимости, негативистических установок по отношению к коммуникативному партнеру через развитие эмпатии, отзывчивости, контактности, самоконтроля в общении, готовности принимать и оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Методы танцевальной терапии и психологических этюдов способствуют снижению у подростка уровня физической, косвенной агрессии, подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины; снижают степень внутренней напряженности и дискомфорта подростка; способствуют развитию коммуникативного планирования и самоконтроля в общении.
Таким образом, уникальность арт-терапии заключается в многогранности ее воздействия на здоровье детей.
Список использованных источников литературы:
- .Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. –СПб: Речь, 2006
- Ляшенко В.В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапи, 2014.
- Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие. — М.: Когито-Центр, 2015.