В настоящее время в обществе широко обсуждается проблема буллинга в школьной среде. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что, во-первых, проблема травли существует на протяжении многих лет во всех сферах образовательной деятельности. Во-вторых, массовостью, так как такая тенденция прослеживается во всех образовательных учреждениях, а не в каких-то конкретных заведениях.
Буллинг, считается относительно новым термином, который был известен в начале ⅩⅩ века. Впервые «bully» возник в Великобритании в 1985 году. Буллинг или же травля – термин, который приобрёл свою весомую значимость и актуальность, в вопросах на конференциях и выступлениях, а также в статьях и разговорах на педагогическую тему [7,1].
Буллинг – это намеренная, систематическая травля человека вне зависимости от его пола, расы, положения, религиозных и психологических, физических особенностей. Существенными признаками травли: можно выделить такие компоненты как: неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы [10].
Феномен буллинга присутствует на протяжении всех ступеней школы. В любой школе, классе и у любого учителя, а также с любой численностью класса могут проявляться факты травли.
В таком психологическом процессе, как школьный буллинг участвуют два неотъемлемых компонента: инициатор процесса травли и жертва [2].
Жертвой становятся в основном несовершеннолетние, которые в связи со своими возрастными особенностями являются наиболее незащищённой категорией людей [10]. Проявляющие конформистский стиль поведения – чрезмерно зависимы от мнения общества и авторитета. В роли жертвы могут выступать дети из неблагополучных или с низким достатком семей, с физическими проблемами, яркими талантами, либо просто слабые, застенчивые и нерешительные по характеру. Не важно какой будет критерий выбора, он может быть абсолютно любым, главное повесить нужный ярлык [9].
Агрессором является человек, который использует насилие, подавление других учеников, для утверждения своего авторитета, извлечения выгоды и развлечения, а также самоутверждения [10]. Инициаторами буллинга чаще всего является не весь класс, а определённое количество учеников или один человек. Все остальные, кто подхватывает и продолжает насилие по отношению к жертве являются последователями агрессоров [9].
Такой тип поведения обуславливается:
- боязнью оказаться на месте жертвы, попасть под гнёт толпы;
- боязнью пойти против сложившихся авторитетов и лидеров;
- следование «стадному чувству», двигаться по течению за всеми.
Особенностью этого психологического явления постоянная смена ролей. В буллинге нет постоянных статусов и ролей, в любой момент любой из участников процесса может стать как агрессором, последователем, так и жертвой. Для этого не требуется больших усилий, достаточно навесить ярлык.
Травля как явление разнообразна, она подразделяется на множество видов: физическая; вербальная; экономическая; кибербуллинг; социо-психологическая [2].
Наиболее распространенным видом является социо-психологический буллинг. Социо-психологический буллинг – это насилие, связанное с воздействием на психику давящими методами. Это агрессия, которая ведёт за собой психологические травмы разных степеней: от лёгких до глубоких и тяжелых. Такой результат образуется с помощью использования словесных оскорблений или угроз, преследования, запугивание и множество других способов. Всё это ведёт к умышленному психологическому вреду, который не проходит сам собой, а требует долгих и постоянных трудов как родителе, так и учителей, психологов.
К этой агрессивной форме проявления своего доминирования относится:
- Вербальный буллинг. Он заключается в том, чтобы использовать свой голос в качестве орудия. Давать обидные имена, придумывать дразнилки, обзываться, распространять слухи и подначивать других участников образовательного процесса.
- Обидные жесты или действия. Заключаются в том, чтобы использовать свои жесты в качестве орудия. Показывать с помощью жестов всю свою агрессию, непринятие и надменность.
- Запугивание. Является комбинаций из вышеперечисленных элементов. Запугивание подразумевает собой использование агрессивного языка тела, а также определённой интонации голоса. Всё это используется для принуждения жертвы или склонения её к тому или иному выбору, действию.
- Изоляция. Ещё один рычаг давления по отношению к жертве. Агрессор умышленно отделяет общество от жертвы, для этого он использует подначивание, игнорирование и гонение. Изоляция – это наиболее сильный метод давления, он провоцирует у гонимого чувство одиночества, никому не нужности и отчаяния.
- Вымогательство. Метод направлен на отбирание у жертвы чего-то материального: денег, еды и иных вещей. Или же склонение угнетённого к краже.
- Повреждение или изымание имущества. К это категории может относиться: воровство, кража, грабёж или прятанье личных вещей [8].
К характерным чертам поведения гонимого относится: замыкание в себе и поиск одиночества, перепады настроения, уклонение от общения со сверстниками и старшими. Девочки острее чувствуют изоляцию и сложнее её переносят, чем мальчики, так как они более зависимы от общественного мнения. Подобный тип буллинга может быть настолько мощным, что способен сформировать душевную боль у человека, которая в дальнейшем переходит в физическую.
Качество решения проблемы буллинга в школе всецело зависит от отношения к этой проблеме взрослых. В мероприятия, искореняющие травлю в образовательных учреждениях, входят [4]:
- Проведение беседы с учащимися. Необходимо поговорить с каждым участником процесса: инициатором травли, её последователем и жертвой.
- Влияние на участников процесса изнутри. На момент учёбы в школе у детей происходит смена авторитетов. Влияние взрослого человека сменяется ориентацией на ровесника, на его мнение и идеи. Из-за этого значимому взрослому необходимо воздействовать на конкретных лиц путём сформированного общественного мнения. При его формировании важно говорить о проблеме в целом, а не о конкретных личностях
- Проведением беседы должен заниматься значимый взрослый, который не только знаком с детьми, но и имеет на них влияние. Он должен так провести разговор, чтобы дети поняли неприемлемость данного поведения.
- Прямота и конкретность. С помощью беседы взрослый должен указать детям на неправильность их поступков, что травля – это проблема не конкретного человека, а всего коллектива. Необходимо обсудить взаимоотношения всего класса и выявить причину буллинга.
- Провести психологическую работу, используя воспитательные методики и тренинги для того, чтобы каждый участник травли поставил себя на место угнетенного, и ощутить: разочарование, обиду, душевную боль и так далее. Таким образом, учащиеся смогут понять серьёзность и опасность сложившейся ситуации в классе.
- Введение новых правил поведения или обязанностей. Инициаторов буллинга необходимо приобщить к какому-то виду деятельности для выплеска своей энергии. Для этого можно ввести новую должность, на которой буллер будет обязан выполнять какие-либо задания или посоветовать какую-нибудь секцию для выплеска негативных эмоций.
- Обращение к школьному психологу за помощью. В случаях, когда учитель понимает, что не справляется с проблемой класса он может обратиться к специалисту, проведет индивидуальную и групповую работу со всем классом.
В классе, где учитель является главным авторитетом, меньше вероятность возникновению буллинга, так как значимый взрослый быстро и эффективно останавливает проявление агрессии.
При организации деятельности по устранению буллинга важно не допускать таких ошибок, как:
- Оправдание обидчиков. Агрессоры могут подумать, что учитель на их стороне и продолжить гнобить жертв, а последователи-наблюдатели могут воспринять, такое поведение нормой.
- Поддерживание одной из сторон. Не стоит вставать на какую-либо сторону, потому что это вызовет только негативный результат. Агрессоры могут почувствовать укрепление своих позиций в качестве авторитета, а жертва может почувствовать защиту и из-за этого некую власть, которая может перерасти в угнетение своих обидчиков. Данное действие может как ухудшить данную ситуацию, так и спровоцировать новую.
- Отстранение от детей-булли. Способствует развитию дальнейших прецедентов и развитию психологических травм.
Причины возникновения буллинга сложны и разнообразны [6]. Поводом для начала травли может являться всё, что угодно: внешний вид, физические и физиологические особенности, стиль одежды, отличающийся от нормы, имя, фамилия и увлечения. Любое отклонение от общественной нормы является методом выявления «белых ворон» [5]. К причинам такого отклоняющегося поведения можно отнести [3]:
- педагогические, включающие в себя психологический климат в школе и классе, а также позицию учителя;
- психологические, предполагающие, что буллинг провоцируют личностные особенности его участников (как агрессора, так и жертвы);
- социальные, подразумевающие пропаганду агрессивного поведения как приемлемого в обществе. Основными каналами распространения подобной точки зрения выступают телевидение, интернет и компьютерные игры;
- семейные, включающие в себя принятые в семье агрессивные формы поведения, которые ребенок перенимает у родителей и рассматривает как нормальные, также чрезмерный контроль или, наоборот, недостаточное внимание к ребенку со стороны взрослых.
Таким образом, проблема буллинга является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. С каждым годом она приводит к увеличению числа людей, которые считают данное агрессивное и пренебрежительное поведение в обществе нормальным. Для искоренения такой тенденции необходимо проводить мероприятия, направленные на профилактику данной проблему или уже её решение. Проблема буллинга – это проблема не отдельного учебного учреждения и не тем более класса, она является проблемой всего общества, так как люди, когда-либо вовлечённые в данный психологический процесс, могут влиять на последующее поколение в негативном плане.
Использованные источники:
- Бочавер, А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен [Электронный ресурс] / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-kak-obekt-issledovaniy-i-kulturnyy-fenomen (дата обращения : 21.12.2019) [1]
- Буллинг в школе : что делать родителям и жертве. Советы родителям // Где мои дети Блог [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://findmykids.org/blog/ru/bulling-v-shkole (дата обращения : 21.12.2019) [2]
- Егорова, Г. В. Буллинг и его профилактика в школе [Электронный ресурс] / Г. В. Егорова // Социальная сеть работников образования. – Санкт-Петербург. – 2019. – Режим доступа : https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/12/11/bulling-i-ego-profilaktika-v-shkole (дата обращения : 22.12.2019).[3]
- Климова,Я. Детская жестокость и её последствия: как бороться с буллингом в школе? [Электронный ресурс] / Я. Климова // Фоксфорд. – Режим доступа : https://foxford.news/post/bulling (дата обращения : 22.12.2019).[4]
- Князева, Н. Буллинг в школе – кто и почему становится жертвой травли [Электронный ресурс] / Н. Князева // Organicwoman. – Режим доступа : https://zen.yandex.ru/media/organicwoman/bulling-v-shkole—kto-ipochemu-stanovitsia-jertvoi-travli-5d88b705e3062c00b2738cc8 (дата обращения : 22.12.2019).[5]
- Матвиенко, С. В. Буллинг как социально педагогическая проблема [Электронный ресурс] / С. В. Матвиенко // Педагогические науки. – Санкт-Петербург. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema/viewer (дата обращения : 22.12.2019).[6]
- Могилёв, А. Буллинг : травля в школе [Электронный ресурс] / А. Могилёв // Монтессори. Дети. – Воронеж. – Режим доступа : https://mchildren.ru/bulling-v-shkole/ (дата обращения : 21.12.2019).[7]
- Нериз, Е. Буллинг в школе : причины, последствия, помощь [Электронный ресурс] / Е. Нериз // Психологи. – Сургут. – Режим доступа : https://www.b17.ru/blog/71131/ (дата обращения : 21.12.2019).[8]
- Профилактика буллинга школе // Подросток и общество. Информация для подростков, родителей и специалистов [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://podrostok.68edu.ru/?p=4661 (дата обращения : 21.12.2019).[9]
- Фомина, О. В. Профилактика буллинга в школе : психодиагностический и коррекционно-развивающий комплекс [Электронный ресурс] / О. В. Фомина // Национальный психологический конкурс : Золотая Психея по итогам 2014 года. – Рязань. – Режим доступа : https://psy.su/psyche/projects/1395/ (дата обращения : 21.12.2019).[10]