ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

21 мая 5:29

Читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом, поскольку она является составляющей частью общей культуры человека. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Неслучайно вступившая в силу в 2006 году «Национальная программа поддержки и развития чтения в России» своей основной целью ставит формирование культурной компетентности членов общества за счет повышения уровня читательской активности и читательской компетентности [1].

И на сегодняшний день проблема чтения остается актуальной, данные последних опросов показали, что 37% российских студентов не читают книг вовсе[2].

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития», писал Сухомлинский В.А. [3]. Чтение составляет основу профессиональной подготовки современного педагога. Книга становится не только источником информации, но и базой профессиональной подготовки, из-за введения в Вузе образовательной технологии «30/70».  [4] Не обращаясь и не пользуясь книгой, студент не может полноценно и качественно освоить знания и получить полный «багаж» в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Рассматривая данную, проблему на студентах именно педагогического направления можно с уверенностью сказать, что «не читающий педагог – это катастрофа для общества». Кто как не учитель подаст пример ученикам, кто как не учитель будет показателем образованного гражданина, кто как не учитель приведет детей к «истоку мышления и умственного развития». Воспитание толкового грамотного читателя начинается в детстве и возможно только при условии, что педагог сам владеет подлинной культурой чтения.

Подготовка учителей начальных классов, предполагает развитие и повышение у студентов, не только знаний педагогики, психологии и методик, но и развитие общей культуры чтения, речи, овладение технологиями приобщения детей к активному чтению. Именно у учителей начальных классов есть возможность стать проводниками раннего и устойчивого интереса к чтению у подрастающего поколения, своеобразными навигаторами в общем потоке читательской продукции как для детей, так и для их родителей. И в этом мы видим актуальность нашего исследования: изучить проблему чтения студентов — будущих педагогов и уже в стенах института помочь им осознать важность чтения как части общей культуры педагога и как своеобразного инструмента их педагогической деятельности[5].

Наше научно-практическое исследование было связано с изучением проблемы чтения студентов педагогического направления, их отношением к чтению и нахождение путей решения данной проблемы. Исследование проводилось методом анкетирования. В исследовании приняло 36 студентов Приамурского государственного университета, психолого-педагогического факультета, направления начальное образование.

Студентам предлагалось ответить на следующее вопросы: любите ли вы читать? Сколько книг вы прочитали за 2018 год? Читаете ли вы литературу, связанную с вашей профессией? Чтение профессиональной литературы связанно с …  Сколько книг, учебников вы прочли именно профессиональной направленности? Как вы считаете, чтение важно для общей культуры педагога? Как вы считаете, чтение является инструментом педагогической деятельности? По какой причине вы не читаете литературу связанную с вашей профессией? Читали бы вы профессиональную литературу, рекомендованную преподавателями вашей кафедры?

Абсолютно все студенты признали, что чтение важно для общей культуры педагога и что оно является инструментом педагогической деятельности. Но по результатам анкетирования которые показали, что 47% не читают литературу, связанную с  профессией, можно говорить о том, что  студенты не применяют свои знания о чтении практически.  Причиной этого, называют лень, не желание, нет времени, чаще всего респондент говорит о том, что не знает с чего начать читать, с какой книги.

http://meridian-journal.ru/uploads/2769-2.PNG

На вопрос «Читали бы вы профессиональную литературу, рекомендованную преподавателями вашей кафедры?» , 83% опрошенных ответили положительно.

Таким образом, проблема чтения профессиональной литературы, студентами педагогического направления начальное образование есть и мы не можем ее отрицать. В качестве путей решения данной проблемы рекомендую преподавателям кафедры педагогики направления — начальное образования, подобрать литературу и создать список рекомендованной литературы для студентов. Данный список рекомендую вывесить на стенде кафедры и на сайте университета, а также мотивировать студентов к чтению на учебных занятиях.

Список литературы:

  1. Орлова, Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения / Э. А. Орлова. — М.: МЦБС, 2008 
  2. Россия в цифрах. Инфографика. URL: http://iamruss.ru/rossiya-v-tsifrah-infografika/
  3. Афоризмы о книгах, чтении, читателях, писателях и библиотеках // Издательство «Речь» URL: https://vk.com/topic-5360407_28022848
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования тольяттинский государственный университет // Refdb.ru URL: https://refdb.ru/look/1953271-p7.html
  5. На пути к речевому мастерству. Пермь, 2000. Коменский педагогические сочинения: В 2 т. — Т 2. — М.: Педагогика, 1982. — С. 34