Налоговые льготы — важнейший инструмент реализации государственной фискальной политики. В связи с этим установление всех видов налоговых льгот должно преследовать достижение определенных целей: подъем национальной экономики, развитие отдельных отраслей и территорий, стимулирование научных исследований, поддержка определенных групп налогоплательщиков (физических и юридических лиц) и др. Но у каждой цели должны быть временные рамки для ее достижения, поэтому следует вывод, что налоговая льгота не может предоставляться долго. При достижении цели ее введения она должна отменяться. В противном случае налоговая льгота становится дополнительным источником финансирования хозяйствующих субъектов или населения за счет бюджетных средств.
Анализ системы налоговых льгот и проблем, связанных с механизмами налогового стимулирования особенно актуальны в период кризиса и пандемии, замедления темпа экономического роста экономики.
На данный момент в большинстве субъектов России применяются региональные системы налоговых льгот, однако их условия реализации несущественно отличаются друг от друга. Из региональных льготных систем массовый характер применения имеет упрощенная система налогообложения.
Основные принципы налогового права России закреплены в ст. 3 Налогового кодекса РФ, тем не менее, единого подхода к их применению и пониманию нет. Таким образом, Налоговый кодекс не дает возможность раскрыть понятие и содержание данных принципов. Несовершенство действующего налогового законодательства РФ приводит к трудностям в правоприменительной практики при оценке норм соответствия налоговых льгот принципам.
Применение норм налогового права, в том числе налоговых льгот целесообразно начать с правового регулирования. Изучение правовой поддержки государства налоговых льгот целесообразно начать с главного основополагающего закона каждой страны — Конституции. Конституция России не регламентирует норм представления налоговых льгот и преимуществ в налоговой сфере. По мнению многих авторов, уделять отдельную статью или пункт данному вопросу в Конституции РФ не имеет смысла, т.к. ст.19 и 57 Конституции РФ регламентирует общее правило не установления любых преимуществ в сфере налогообложения (принцип всеобщности и равенства налогообложения). Все преимущества в налоговой сфере представляют собой исключение из названного принципа, поэтому предоставление льгот требует обоснования. Однако, хоть Конституция РФ и не предоставляет дополнительных гарантий, все же установление налоговых льгот регламентировано положениями Конституции (ст. 57 требует законного установления налога).
В соответствии с НК РФ малые предприятия могут воспользоваться налоговыми льготами в 2021 году:
- Пониженные ставки страховых взносов и налогов;
- Льготные кредиты;
- Льготы для начинающих предпринимателей;
- Гранты на открытие или развитие бизнеса;
- Субсидии в связи с коронавирусом;
- Мораторий на проверки;
- Упрощённый бухучёт и отчётность;
- Упрощённый кадровый учёт;
- Льготы в госзакупках;
- Замена штрафов предупреждением;
- Возврат комиссий в системе быстрых платежей.
А теперь подробнее остановимся на каждой из льгот.
- Пониженные ставки страховых взносов и налогов;
Для организаций и ИП, которые числятся в реестре малого и среднего предпринимательства, действуют пониженные тарифы по страховым взносам за работников (пп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ):
- пенсионное страхование (ОПС) — 10 %;
- соцстрахование в связи с временной нетрудоспособностью и материнством (ОСС по ВНиМ) — 0 %;
- медицинское страхование (ОМС) — 5 %.
Льготные тарифы применяют по итогам каждого календарного месяца к выплатам, превышающим федеральный МРОТ, в 2021 году это 12 792 рублей. Для расчёта взносов его не увеличивают на районные коэффициенты и процентные надбавки. Страховые взносы с выплат, равных МРОТ, считают по общим ставкам: на ОПС — 22 %, ОСС по ВНиМ — 2,9 % и ОМС — 5,1 %.
Льготные тарифы по страховым взносам начинают действовать с 1-го числа месяца, в котором сведения об организации или ИП попали в реестр МСП. То есть, если оранизацию включили в него 10 сентября, применяйте льготу с 1 сентября. Сообщать в налоговую о переходе на пониженные тарифы не нужно.
По налогам федеральных льгот для малого бизнеса нет, но большинство организаций и ИП из реестра МСП подходят под льготные налоговые режимы — упрощенную систему налогооблажения, патентную систему, налог на профессиональный доход. В свою очередь для спецрежимников региональные власти могут устанавливать пониженные ставки. Например, для организаций и ИП на упрощенной системе налогооблажения с объектом «Доходы минус расходы» налог могут снизить до 5 % вместо 15 %.
2.Льготные кредиты
Минэкономразвития с АО «Корпорация «МСП» разработали программу субсидирования банков, кредитующих малый и средний бизнес на льготных условиях и по сниженным ставкам. Недополученную прибыль кредитным организациям компенсирует государство. В программе участвуют уже более 100 банков. Предполагается, что она будет действовать до 2024 года.
Кредиты выдают по ставке не выше текущей ключевой ставки ЦБ + 2,75 % годовых. То есть с 13 сентября 2021 г. льготная кредитная ставка составляет 6,75 + 2,75 = 9,5 %.
Взять льготный кредит могут юрлица и ИП из реестра МСП, а также самозанятые физлица, если их деятельность попала в перечень приоритетных:
- сельское хозяйство;
- производство пищевых продуктов;
- строительство;
- здравоохранение;
- образование;
- гостиницы и общепит;
- бытовые услуги и др.
Приоритетный вид деятельности может быть как основным, так и по дополнительным ОКВЭД.
Условия получения льготного кредита:
- У организации не должно быть долгов по зарплате.
- Сумма задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам — не выше 50 тыс. руб.
- Предприятие не проходит процедуру банкротства.
Банки могут устанавливать и другие требования к заёмщикам.
3. Льготы для начинающих предпринимателей
Во многих регионах для новых ИП действуют двухлетние налоговые каникулы. Предпринимателю не нужно платить налог с доходов, если он:
1)Впервые зарегистрировался в качестве ИП после того, как ввели региональный закон о налоговых каникулах.
2)Ведёт бизнес в производственной, научной или социальной сферах, оказывает бытовые или гостиничные услуги.
3)Применяет упрощенную или патентную систему налогообложения.
4)Соответствует дополнительным условиям, которые установили местные власти для применения льготы.
5)Получает не менее 70 % годовых доходов от льготной деятельности.
В некоторых регионах можно получить субсидию на открытие бизнеса через местный центр занятости. Размеры субсидии в разных регионах могут отличаться.
Местные власти могут разрабатывать и другие программы и льготы.
При регистрации в качестве самозанятого ИП и физлицам начисляют налоговый бонус в 10 тыс. руб. Он автоматически уменьшает ставки налога на профессиональный доход:
- от юрлиц — с 6 % до 4 %;
- от физлиц — с 4 % до 3 %.
Предоставляют налоговый бонус один раз. Если до конца года он не израсходуется, остаток перенесётся на следующий год.
4.Гранты на открытие или развитие бизнеса
Финансовую помощь на открытие или развитие малого бизнеса можно получить в виде грантов. Обычно их выдают по результатам конкурсов, а условия устанавливают грантодатели — крупные компании, региональные фонды развития предпринимательства и др.
Юрлица и ИП, которые включены в реестр МСП и относятся к социальным предприятиям, могут получить гранты на реализацию своего проекта. Размер выплаты определяет конкурсная комиссия. Максимальная сумма — 500 тыс. руб. на одного получателя, минимальная — 100 тыс. руб.
5.Субсидии в связи с коронавирусом
В 2021 году государство продолжает оказывать безвозмездную финансовую помощь малому бизнесу, пострадавшему из-за пандемии. Согласно проекту помогут тем, кто:
- по состоянию на 10 июля 2021 года включён в реестр МСП;
- работает в наиболее пострадавших от коронавируса регионах, в которых с 1 августа 2021 года ввели ограничительные меры.
Для организаций размер субсидии рассчитают умножением МРОТ (12 792 руб.) на численность работников в июне 2021 года. Для ИП — то же самое плюс МРОТ на самого предпринимателя.
Цель субсидии — компенсировать затраты, связанные с приостановкой деятельности предприятия из-за антикоронавирусных ограничений.
6.Мораторий на проверки
На 2021 год для малого бизнеса из реестра МСП продлили запрет на плановые проверки. Но есть исключения. Например, организацию или ИП могут включить в план проверок, если их деятельность:
- связана с использованием объектов повышенной опасности;
- подпадает под постоянный госконтроль — здравоохранение, образование, теплоснабжение, электроэнергетика и др.
Тех, кто в 2021 году попал в исключения, проверят по новым правилам:
- плановые проверки можно проводить дистанционно;
- их продолжительность не может превышать 10 рабочих дней;
- выездные проверки могут заменять инспекционными визитами.
7.Упрощённый бухучёт и отчётность
Бухгалтерский учёт обязаны вести все организации, исключений для малых предприятий нет. Но если вы числитесь в реестре МСП, можете применять упрощённые способы бухучёта, а бухгалтерскую отчётность сдавать по специальным сокращённым формам.
Все организации должны соблюдать порядок ведения кассовых операций. Для малых предприятий сделали небольшое послабление: можно не устанавливать лимит остатка в кассе. Это значит, что по окончании рабочего дня не придётся сдавать сверхлимитные наличные денежные средства в банк — превышения не будет при любой сумме.
Ещё из небольших привилегий для представителей малого бизнеса — не нужно уплачивать квартальные авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Все остальные перечисляют плату по итогам 1, 2 и 3 кварталов и за год.
8.Упрощённый кадровый учёт
Работодатели — микропредприятия могут упростить кадровый учёт и обойтись без большого количества локальных нормативных актов. Трудовые договоры можно заключать по типовой форме и вести минимум кадровых документов.
9.Льготы в госзакупках
Организации и ИП из реестра МСП могут участвовать в госзакупках на льготных условиях. Например, если торги проводят по Федеральному закону 44-ФЗ:
- Заказчики обязаны закупать не менее 15 % своего годового объёма товаров, работ и услуг у малого бизнеса.
- Отдельные торги проводят только для малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, т.е. можно не конкурировать с крупным бизнесом.
- Комиссия электронной торговой площадки ниже — 1 % от начальной максимальной цены контракта, но не более 2 тыс. руб. Для остальных участников торгов — не более 5 тыс. руб.
- Заказчик обязан оплатить товары, работы и услуги в течение 15 рабочих дней после исполнения договора (или этапа) вместо 30 календарных.
- Можно не вносить деньги на обеспечение контракта, если у малого бизнеса за 3 последних года три контракта уже исполнены без неустоек на сумму не ниже начальной максимальной цены текущей закупки.
10.Замена штрафов предупреждением
Для организаций и ИП из реестра МСП действуют особые условия ответственности за административные правонарушения — замена штрафа предупреждением. Для этого нужно, чтобы одновременно выполнялись условия:
- правонарушение было совершено впервые;
- нет имущественного ущерба;
- нет угрозы вреда жизни и здоровью людей, животным и растениям, окружающей среде, культурным объектам и др.
11.Возврат комиссий в системе быстрых платежей
Ещё одна программа для поддержки малого бизнеса — возмещение банковских комиссий за оплату физлицами товаров, работ, услуг через систему быстрых платежей (СБП). Это сервис, в котором можно мгновенно переводить деньги по номеру телефона в любой банк — участник системы, а также платить в магазинах по QR-кодам.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 1103 от 30 июня 2021 г. за такие переводы с 1 июля по 31 декабря 2021 года малому бизнесу банки возвращают комиссии.
Таким образом, государство предоставляет обширное количество налоговых льгот для малого бизнеса с целью поддержки его экономического состояния. Кроме того, нельзя не отметить похвальные стремления правительства к поддержанию бизнеса во время пандемии – изменения механизма оценки условий труда, а также принятый Советом Федерации законопроект о изменении сумм, при которых требуется проведение аудита. Данные решения, без сомнения, несколько облегчат общую бюрократизацию предпринимательской деятельности и помогут сконцентрироваться не на взаимодействии с органами государственной власти, а на получении прибыли.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы, 2017. — № 2. — С.39-42.
2.Болатаева, А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы// Научные Известия. 2019. № 6. С. 41-45.
- Дубина Ю.Ю. Современная налоговая система России, основные направления ее развития // Бенефициар. 2017. № 14. С. 31-34.
- Зотиков, Н.З. Налоговая система России: проблемы и перспективы// Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9. № 3. С. 76.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ ( в ред. от 01.01.2021).