На сегодняшний день вопрос о влиянии пандемии на малый бизнес является приоритетным. Именно малый бизнес обеспечивает гибкость для того, чтобы подстраиваться под изменения, высокие на рынке. Он служит препятствием для монополизму, тем самым создавая конкуренцию и предоставляя потребителям широкий выбор товаров и услуг. Кроме этого, он обеспечивает гражданам трудоустройство, внедрение цифровых технологий и укрепляет экономическое положение городских городов и поселений.[1]
С распространением коронавирусной инфекции многое изменилось. Потребители стали вынуждены экономить, в результате чего можно было столкнуться с потребностями, предпринимателям пришлось менять режим работы или вовсе закрывать бизнес на неопределенный срок, оказываясь в кризисной ситуации.
Одной из проблем, которая возникла у представителей малого бизнеса, стало отсутствие необходимого денежного запаса, позволяющего платить заработную и арендную плату, налог на имущество, коммунальные платежи. Поэтому у предприятий не было осуществлять свою деятельность более трех месяцев без поддержки государства. [2]
Аналитический центр НАФИ представляет результаты первой части исследовательского спецпроекта о влиянии пандемии на малый российский бизнес. Настоящий документ подготовлен на основе результатов опроса более 1500 малых предпринимателей со всей России, проведенного в конце марта 2020 года.
Исследование показало, что уже с середины марта российские предприниматели испытывают сложности с ведением малого бизнеса и не надеются на улучшение ситуации в ближайшей перспективе. Представители бизнеса просят государство смягчить налоговый режим и предоставить другие меры поддержки. Негативные последствия кризиса особо ощутимы в малом бизнесе.
Большинство предпринимателей (69%) сошлись во мнении, что влияние пандемии на российскую экономику будет максимально негативным.
«На Ваш взгляд, повредит ли распространение пандемии на малый бизнес российской экономике в целом и если да, то в какой степени?», в % от всех опрошенных предпринимателей:
«Рис. 1. Статистика опрошенных предпринимателей о вреде пандемии на малый бизнес.»
Предприниматели считают, что в первую очередь пострадают сферы общественного питания и туризма, на втором месте – сферы торговли и услуг. Также значительные убытки понесут рынки транспорта и развлечений. Каждый пятый предприниматель считает, что все без исключения отрасли пострадают. [5]
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в своем докладе выявил наиболее острые проблемы, возникающие у компаний из-за пандемии COVID-19. Так, респонденты выделили перебои в деятельности, резкое снижение спроса, снижение доступности сырья/комплектующих. Доля компаний, которые находятся в критическом положении (не способны обслуживать основной долг или выплачивать налоги, страховые взносы, зарплату и тд.), составляет 20,9% экономического цикла.
«Рис. 2. Наиболее острые проблемы, возникшие у компаний из-за пандемии.»
Признавая значимость и роль МСП в глобальной экономике, международное сообщество выступает с различными механизмами финансовой, организационной и экспертной поддержки малого и среднего бизнеса. [4]
Глобальный договор ООН распространяет среди своих членов специальное обращение «Объединяя бизнес» (#UnitingBusiness), призывающее корпорации к солидарности и коллективным действиям в борьбе с последствиями пандемии и внедрению десяти принципов в области прав человека, трудовых отношений, защиты окружающей среды и борьбы с коррупцией.
Международная финансовая корпорация (Группа Всемирного банка), являющаяся крупнейшим глобальным институтом развития для частного сектора развивающихся стран, разработала четыре механизма ускоренной финансовой помощи коммерческим компаниям на общую сумму восемь млрд долларов США. Многие из реализованных инициатив предполагают прямую или косвенную поддержку субъектов МСП.
Международная торговая палата (ICC) запустила вебсайт «SOS: Save Our SMEs» с экстренным призывом о помощи МСП в условиях пандемии и опубликовала план из десяти пунктов, который должен помочь правительствам ограничить воздействие пандемии на МСП, предотвратить дальнейшее влияние кризиса на их деятельность и создать условия для восстановления.
Вообщем, положение в России малого бизнеса незавидное. С одной стороны, в экономике и в самом деле не создано качественного фундамента для развития предпринимательства по историческим причинам. С другой стороны, для развития бизнеса нужен достаточно длительный период экономической стабильности, в условиях которого существовали бы устойчивые правила ведения бизнеса. А в России ещё не было ни единого десятилетия, в котором не происходило бы какого-нибудь кризиса или существенных изменений законодательства. [3]
За довольно короткий срок предпринимателям пришлось столкнуться с разным типом трудностей, например, в срочном порядке налаживать технологический уклад компании, приобретение товаров и услуг начало осуществляться в большей степени онлайн. Появилась необходимость разработки веб-сайта и веб-приложения, внедрения сервисов доставки. Цифровое обслуживание оказалось высоко оцененными потребителями, которые готовы и сейчас особенно активно использовать его, поэтому сейчас актуально расширяют онлайн-деятельность. Таким образом, пандемия выявила слабые стороны малого бизнеса. Благодаря этой возможности трансформации экономики, означает начало нового экономического цикла.
Государство заинтересовано в развитие малого бизнеса и стимулирует его путем предоставления налоговых льгот, субсидируемых кредитов, приоритетного доступа к государственному заказу и других преференций. Действующее законодательство предусматривает целый ряд льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства. Но положение дел и возможности развития были остановлены вспышкой коронавируса в декабре 2019 года. Количество заболевших растет день ото дня. ВОЗ объявила всемирную пандемию: зараженные коронавирусом выявлены повсюду.
Президент России Владимир Путин в рамках обращения по пандемии пообещал налоговые и кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса, который в первую очередь пострадает из-за пандемии. Правительство России определило 22 отрасли, которые в первую очередь могут рассчитывать на господдержку. В списке ожидаемо оказались предприятия сферы туризма — от агентств до гостиниц, авиаперевозчики и аэропорты, автоперевозчики, а также сферы культуры, развлечений и спорта. Также в перечне тех, кто может рассчитывать на «первую помощь», предприятия общепита, организации, занятые дополнительным образованием и негосударственные образовательные учреждения, организаторы конференций и выставок, а также все те, кто оказывает бытовые услуги населению, от химчисток до парикмахерских и салонов красоты. [5]
Таким образом, малый бизнес уцелел, данные статистики говорят, что в 2021 году он восстанавливается — и по численности, и по оборотам. Но стратегические документы правительства нацеливают не просто на восстановление, а на активный рост сектора. Который зависит от многих обстоятельств — спада пандемии, общей экономической динамики в стране, адекватности макроэкономической политики и мер содействия малому бизнесу.
Использованные источники:
- Малый бизнес в России. Малое предпринимательство. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Малый_бизнес_России
- Назарова Е.В. Экономическая активность малого бизнеса в условиях пандемии // Общество: политика, экономика, право. — 2021. — №1 (90). — С. 55-60.
3.Никонов И. А. Влияние пандемии коронавируса на малый и средний бизнес / И.А. Никонов, С.М. Корунов // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VI Междунар. научно-практич. конф. (г. Екатеринбург, апрель 2020 г.). — 2020. — Т. 1. — С. 204-208.
4.Хойхина С.И. Восстановление малого бизнеса после пандемии COVID-19 / Хойхи-на С.И., Версоцкий Р.Р. // Научные труды Северо-Западного института управления РАН-ХиГС. — 2020. — Т. 11. №4 (46). — С. 256-260.
- Аванесян Э. А. Оценка воздействия COVID-19 на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства // Kant. — 2020. — №4 (37). — С. 15-19.