Россия – крупнейшая в мире страна по территории, ее потребительский рынок составляет свыше 140 миллионов человек, она богата природными ресурсами, высокообразованной рабочей силой, так же имеет технологически развитый научно-производственный потенциал. Она имеет перспективы роста. В России инвестиционные возможности существуют в каждом регионе и в каждом секторе экономики, с широким спектром государственных институтов, инструментов и инвестиционных программ, а также мощной поддержкой инвесторов на всех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном.
Привлечение иностранных инвестиций является одной из главных целей для российского правительства с тех пор, как в 1991 году страна сделала первые шаги по развитию рыночной экономики. За последние несколько десятилетий были приняты целый ряд законодательных и административных мер по улучшению инвестиционного климата, обеспечению гарантий и защиты иностранных компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность в России. Это направление поддерживается правительством и сейчас в период взаимных экономических санкций, несмотря на политическое отчуждение между Россией и европейскими странами. В течение периода с 2009 по 2017 гг. европейские инвесторы владели от 55% до 75% российских прямых иностранных инвестиций (ПИИ), согласно отчетным данным. Таким образом, уровень российской экономической зависимости от европейских инвестиций высок.
В 2018 году основными инвесторами в российскую экономику и ее промышленность остаются страны Европейского Союза, в частности Нидерланды, Франция, Австрия и Швейцария. Так же не менее крупные инвесторы активно работающие на российском рынке, — Великобритания, Британские Виргинские острова, Багамы и Бермуды. Кроме того, поток инвестиций из азиатских стран – в частности, Сингапура, Республики Корея и Японии – в настоящее время значительно увеличивается из года в год, и Россия рассматривает азиатские страны как перспективных деловых партнеров в области взаимных инвестиций.
Развитие российского законодательства об иностранных инвестициях началось в 1991 году, когда был принят первый закон об иностранных инвестициях. Этот закон был заменен в 1999 году действующим в настоящее время Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Закон «Об иностранных инвестициях» определяет статус иностранного инвестора, правовые режимы иностранных инвестиций, гарантии и льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, действующим в России. В нем содержатся положения, определяющие основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
В 2019 году продолжается развитие законодательства об иностранных инвестициях. Таким образом, ФАС России в настоящее время разрабатывает новый законопроект «О внесении изменений в Закон «О стратегических инвестициях». Новый законопроект предусматривает возможность установления совокупного контроля над стратегической компанией со стороны отдельных частных иностранных инвесторов, а также особый порядок получения стратегических лицензий.
В последние годы для иностранных инвесторов стало довольно популярно вести бизнес в России, создавая совместное предприятие с российским партнером, который лучше знаком с местными правилами и обычаями ведения бизнеса, а также имеет значительный опыт ведения бизнеса на российском рынке. До недавнего времени преобладающей тенденцией было использование оффшорных структур для создания совместных предприятий и регулирование акционерных соглашений иностранным правом (в основном английским), поскольку иностранное право предусматривает широкий спектр механизмов и средств правовой защиты. Тем не менее, российское законодательство в последнее время стало более широко применяться для создания предприятия, что обусловлено определенными позитивными законодательными и правоприменительными изменениями, в том числе тем, что теперь допускается заключение акционерных соглашений, регулируемых российским законодательством. Появилась возможность ограничить право участников российских ООО на выход из общества, что делает ООО более стабильной и удобной формой создания совместного предприятия.
При рассмотрении вопроса об осуществлении инвестиций в Россию иностранному инвестору следует также учитывать преимущества создания нового бизнеса в особой экономической зоне (ОЭЗ) – территории в составе РФ, определенной Правительством Российской Федерации, на которой вводится особый режим предпринимательской деятельности и может применяться свободная таможенная зона. По последним статистическим данным Министерства Экономического Развития Российской Федерации, объем инвестиций резидентов ОЭЗ превысил 260 млрд рублей. По состоянию на 31 декабря 2018 года в ОЭЗ зарегистрирован 131 резидент с участием иностранных инвесторов из числа акционеров и резидентов, заключивших договоры на осуществление деятельности. В настоящее время существует 25 ОЭЗ, из которых девять – промышленное производство, шесть – технологические инновации, девять – туристско-рекреационные ОЭЗ и одна – портовая ОЭЗ.
Причины создания ОЭЗ варьируются от развития обрабатывающей и высокотехнологичной промышленности до содействия развитию туризма, создания санаторно-курортных зон, совершенствования портовой и транспортной инфраструктуры. Например, ОЭЗ в Липецке предназначена для привлечения иностранных инвестиций в производство готовых металлических изделий, машин и оборудования, транспортных средств, машин и комплектующих, строительных материалов, а ОЭЗ в Алабуге стимулирует иностранные инвестиции в производство автомобилей и комплектующих, нефтехимии и строительных материалов.
Большинство ОЭЗ были созданы в соответствии с постановлениями правительства. Однако они также могут быть сформированы в соответствии с федеральными законами. Примером такой зоны является свободная экономическая зона на территории Крыма и Севастополя, созданная со сроком действия до 31 декабря 2039 года.
В рамках определенной формы и структуры законодательства об иностранных инвестициях в России, которое существует уже более двух десятилетий, приоритетной задачей законодателей сейчас является конкретизация норм и приведение их в соответствие с лучшими мировыми практиками. Основные цели заключаются в том, чтобы облегчить иностранные инвестиции, ограничить административные барьеры и гарантировать комплексный и не дискриминирующий подход к инициативам иностранных инвесторов.
По данным ФАС России и правительственной комиссии, количество заявок на стратегическое оформление постоянно растет. В 2014 году правительственной комиссией было рассмотрено 34 заявки – в 2015 году их число выросло до 44, а в течение 2016 года ФАС России и правительственная комиссия рассмотрели 54 заявки. В 2018 году иностранные инвесторы подали в правительственную комиссию 85 заявок на общую сумму более 1 трлн рублей. Большинство заявок поступило от инвесторов из Японии, США, Норвегии и Кипра.
Согласно докладу ЮНКТАД о мировых инвестициях за 2020 год, приток ПИИ в Российскую Федерацию значительно увеличился в 2019 году, достигнув 31,7 млрд долларов США, по сравнению с 13 млрд долларов США в 2018 году (+139,9). В том же году объем ПИИ составил около 463 млрд долларов США, не изменившись по сравнению с уровнем 2010 года. Основными отраслями, получающими ПИИ, являются добывающая промышленность, металлургия, финансовая и страховая деятельность, административная и сервисная деятельность, производство транспортных средств и транспортного оборудования, энергетика и недвижимость.
В целом наиболее востребованными стратегическими предприятиями для иностранных инвесторов, стремящихся обосноваться в России в последние годы, являются естественные монополии и природные ресурсы, компании, оказывающие услуги в российских морских портах, а также компании, осуществляющие деятельность в атомной отрасли.
На протяжении последнего десятилетия Россия была затронута великим финансовым кризисом и обвалом цен на сырьевые товары (особенно нефть), начавшимся в 2014 году и полностью не стабилизировавшимся до 2016 года. Прямые иностранные инвестиции в этот период характеризовались как нестабильные, что обусловлено рядом факторов. Ключевым фактором, определяющим развитие нефтяного рынка, является не только то, что нефть является основным экспортным товаром России, но и то, что нефтяная промышленность является важным направлением ПИИ. Зависимость России от нефти сделала прямые инвестиции крайне уязвимыми к изменениям цен на данный сырьевой ресурс.
Дополнительные последствия для ПИИ связаны с более широкой ролью российской экономики на международном уровне. Это включает в себя такие аспекты, как торговля, которая остается тесно взаимосвязанной с этой категорией инвестиций, а также западные санкции (и российские контрсанкции), которые в значительной степени нацелены на среднесрочные финансовые возможности.
В то же время Россия сталкивается с серьезными институциональными вызовами. Во-первых, Россия имеет стареющее население, которое, как ожидается, сократится на 7% к 2050 г. Экономический рост будет необходим для поддержки растущей доли пенсионеров с сокращающейся рабочей силой. Точно так же отсутствует и деловой климат, высока коррупция (Россия заняла 138-е место в Индексе восприятия коррупции Transparency International 3 и 84-е место в международном индексе прав собственности). Тем не менее, отчет Всемирного банка Doing Business поставил Россию на обнадеживающее 28-е место в 2019 году.
Тем не менее, Россия хорошо расположена, чтобы быть хозяином аутсорсингового производства европейских экономик. ЕС может предложить ПИИ в деятельность с высокой добавленной стоимостью, в то время как Китай остается конкурентом в сегментах более низкого и среднего уровня цепочки создания стоимости, а США являются чистым экспортером нефти с еще более высокой внешнеполитической напряженностью с Россией. Однако иностранные инвестиции по-прежнему сдерживаются макроэкономической нестабильностью, слабостью институтов и международной изоляцией (санкции).
Значительная часть Восточной и Центральной Европы в ближайшем будущем будет по-прежнему зависеть от российского экспорта ископаемого топлива для удовлетворения своих энергетических потребностей, предоставляя России политические рычаги воздействия (как показал скандал вокруг «Северного потока-2»), которые она может свободно использовать. Тем не менее, российская экономическая зависимость от Европы очень значительна и обеспечивает ЕС существенное влияние. Сильное преимущество Европы в секторах с высокой добавленной стоимостью повышает ценность европейских ПИИ. При правильном инвестиционном климате Россия могла бы значительно выиграть от этого, что могло бы стать основой для более устойчивого роста. Более высокая диверсификация российской экономики позволит не только обеспечить распространение знаний и технологий в обрабатывающей промышленности, но и повысит стабильность макроэкономической среды и снизит давление на рубль от колебаний цен на нефть.
Доля ПИИ в ВВП остается относительно низкой, учитывая экономический потенциал страны и ее экономический рост, а инвестиции в оборотный капитал составляют значительную долю от общего объема ПИИ. В последние годы Россия проводит экономические реформы, но административные проблемы, коррупция и неопределенность в отношении стабильности региона остаются основными проблемами. Россия приняла закон, позволяющий ей арестовывать активы иностранных государств на своей территории, в ответ на конфискацию российского имущества европейскими странами по делу ЮКОСа. По данным Института международных финансов, Россия занимает последнее место среди 23 развивающихся экономик по объему «реальных» ПИИ, а чистые потоки составляют в среднем 0,2% ее ВВП в период с 2015 по 2018 год. Россия занимает 28-е место (из 190 стран) в рейтинге Doing Business 2020, составленном Всемирным банком, увеличившись на 3 места по сравнению с предыдущим годом .
Преимущества для ПИИ в России включают: первое, безусловно Россия обладает мощной экономической базой, основанной преимущественно, на богатых природных ресурсах (нефть, газ, металлы); второе, рабочая сила квалифицирована и ее промежуточная стоимость сделала ее доступной для иностранных инвесторов, рабочая сила обучена экспортным функциям и относительно открыта на международном уровне (из-за своей географической и культурной близости к Западной Европе и Азии); третье, низкий государственный долг; четвертое, комфортные валютные резервы.
В России сложен инвестиционный климат, который трудно контролировать и в целом является неустойчивым. К недостаткам ПИИ в России относятся:
- Россия занимает 31-е место в странах, где легко вести бизнес, по данным Всемирного банка.
- Российская экономика остается крайне зависимой от цен на углеводороды и сырье, а также от импорта капитальных товаров и иностранных технологий.
- Доверие бизнеса к правовой системе страны остается слабым.
- Многие отрасли, считающиеся стратегическими, закрыты для иностранных инвестиций.
- Геополитическая напряженность: экономические санкции со стороны США и ЕС умножились, что серьезно осложняет ведение бизнеса и увеличивает его издержки.
Несмотря на большое количество, заявлении о намерениях создать инвестиционную помощь России, данный этап все еще находится в зачаточном состоянии. Правительство вместо решения вопроса о привлечении инвестиций, предпочитает улучшать общий инвестиционный климат путем снижения налогов и экономических реформ. Мажоритарная иностранная собственность подлежит разрешению во многих секторах, особенно связанных с сырьем, тяжелой промышленностью и аэрокосмической промышленностью.
Важной проблемой для России является отток значительной части доходов, генерируемых ПИИ. Необходимо принять меры на политическом уровне, чтобы сохранить такой финансовый капитал внутри страны. Эффективной политикой с этой целью может быть установление экспортных пошлин пропорционально доходам, получаемым от инвестиций. Таким образом, инвесторы были бы мотивированы использовать свою прибыль для реинвестирования в Россию, и значительный запас иностранной валюты был бы сохранен в России. Но для этого необходимо решить не менее важную проблему, такую как изменение государственной политики и создание благоприятного инвестиционного климата. Эффективная политика по искоренению широко распространенной коррупции и обузданию бюрократии в коммерческих сделках необходима, прежде всего, для привлечения иностранных инвестиций.
Создание современной информационной системы, передающей информацию об инвестиционных возможностях России иностранным инвесторам, имеет важное значение для создания благоприятного инвестиционного климата. Эта система должна также включать такие услуги, как консультирование и маркетинг программ и проектов, связанных с инвестициями. Такая система будет способствовать привлечению иностранных инвесторов, выступая в качестве связующего звена между потенциальными инвесторами и инвестиционными проектами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Багратуни, К.Ю. Иностранные инвестиции и совместное предпринимательство / К.Ю. Багратуни, М.В. Данилина. — М.: Русайнс, 2019. — 160 c.
- Кабанова, О. В. Инвестиции и инвестиционные решения : учебное пособие / О. В. Кабанова, Ю. А. Коноплева. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 201 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75638.html
- Федеральный закон «об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ.
- Федеральный закон «о развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ.
- en.fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=48533
- government.ru/news/37047/
- http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs
- https://www.doingbusiness.org/en/rankings
- http://www.ved.gov.ru/eng/
- https://public-preview-server.prod.cstreetsandbox.com/reports/2019