Производительность определяет производственные отношения. По сути, история развития медиаиндустрии — это история технологических инноваций.
В частности, технология мобильной связи 1G — 5G в качестве основной технологии ее инфраструктуры, в значительной степени определяет широкомасштабное применение интернет-технологий, которые наряду с коммуникационными технологиями оказывают влияние на развитие медиаиндустрии, что в основном отражается с точки зрения новой медиа-формы, масштаба пользовательской аудитории и степени качества полученного опыта; размера рынка и его границ. В настоящее время технологии мобильной связи во всем мире прошли путь в четыре поколения (1G, 2G, 3G и 4G). История их разработки и интеграции в повседневную жизнь в полной мере демонстрирует применимость озвученные выше тезисов. В условиях перехода к новым технологическим реалиям высокоскоростной 5G коммуникации, не смотря на новые рынки и продукты, можно ожидать соблюдения тех же паттернов развития. Для их понимания и получения более объективного представления о медиакоммуникации в среднесрочной перспективе, кратко рассмотрим все предыдущие периоды.
(1) эпоха 1G — голосовая медиакоммуникация
Технология мобильной связи 1G позволила людям осуществлять голосовую связь в любое время и в любом месте с помощью мобильных телефонов. Тем не менее, технология все еще не позволяла активно применять инструменты взаимодействия пользователя с индустрией на новом уровне, поэтому с точки зрения медиакоммуникаций период оказал небольшой эффект.
(2) эпоха 2G – начало мобильных СМИ
Технология мобильной связи 2G привела людей в цифровую эпоху. Появилась индустрия мобильных средств массовой информации, основанная на мобильных терминалах. Это нашло отражение в трех аспектах. Во-первых, появились новые медиа-формы. Новости, статьи, изображения, рекламу стало возможным распространять через мобильный телефон. Во-вторых, число пользователей мобильной связи начало увеличиваться, но из-за медленной скорости Интернета и связанных причин пользовательский опыт все еще оставался по большей части плохим. Тем не менее, именно этот период можно характеризовать как этап появления первых конструкций рынка мобильной медиакоммуникации. Рынок данного периода можно охарактеризовать как индустрию осторожного нарастания объёма клиентской базы и охвата рынка.
(3) Эпоха 3G – начало эпохи мобильного интернета
Технология 3G отличается более высокой пропускной способностью и более высокой скоростью. Технология начала активно развиваться в период роста популяризации смартфонов после презентации мобильного телефона Apple iPhone.
3G и интернет-технологии продвигали друг друга. Началась эра мобильного интернета, и индустрия мобильных медиакоммуникаций также вступила в период быстрого развития, что в основном отразилось в следующем: во-первых, появляются различные новые медиа-формы. Быстро развиваются социальные медиа, такие как видео-сайты и мобильные игры. На рынок вышла технология UGC (User Generated Content — контент, создаваемый пользователями). Во-вторых, число пользователей стремительно росло, а пользовательский опыт улучшался. Согласно данным CNNIC (China Internet Network Information Center — Китайский информационный Интернет-центр) [1], по состоянию на конец декабря 2010 года число пользователей мобильной связи в Китае достигло 303 миллиона человек. В-третьих, граница рынка медиакоммукации расширилась. Технология 3G расширила эту границу от только лишь ПК-медиа до мобильных медиа.
(4) Эпоха 4G — взрывное развитие мобильного интернета
Технология 4G активно развивается с 2014 года, принеся с собой более высокую скоростью и значительно более дешевые тарифы. Различные типы интеллектуальных терминалов, такие как, например, смартфоны, после снижения цены смогли в полной мере раскрыть свой потенциал «офиса в кармане». В этих условиях технологии 4G и интернет-технологии органиченно интегрированы, а мобильные медиакоммуникации вышли в фазу волнообразного роста.
Быстро развивались и продолжают развиваться новые медиа-формы. Появляются новые решения в мультимедиа с более высокими требованиями к скорости сети, такие как мобильное короткое видео, прямая трансляция, VR (Virtual Reality — виртуальная реальность), AR (Augmented Reality — дополненная реальность), MR (Mixed Reality — смешанная реальность) и системы интернет-мониторинга автомобилей. Кроме того, масштаб клиентской базы достиг огромных значений, при этом пользовательский опыт оказался значительно улучшен. Согласно данным CNNIC, по состоянию на конец декабря 2018 года количество пользователей мобильных телефонов в Китае достигло 817 миллионов, доля пользователей сети, имеющих доступ к Интернету через мобильные телефоны, достигает 98.6%. [1] На сегодняшний день на основе технологии 4G облачные вычисления, большие данные, алгоритмы и другие технологии помогают развитию искусственного интеллекта, который может создать модель персональных данных для каждого пользователя и предоставить им более персонализированную и эффективную коммуникацию. Медиаиндустрия активно проникает в перспективный сегмент Интернета вещей.
Таким образом, четыре революции в технологии мобильной связи от 1G до 4G произвели революцию и в медиаиндустрии, по сути, создав этот рынок. Однако некоторые новые интернет-сервисы уже требуют более высоких скоростей сети. VR, AR, MR и UHD-каналы, оформленные в эпоху 3G и 4G, в том числе за счет недостатков технологии, сложно коммерциализировать в больших масштабах. Развитие же Интернета вещей ограничено. Поэтому к новому поколению технологии (5G) предъявляются более высокие требования.
(5) Эпоха 5G — первоначальный проект
Будучи технологией мобильной связи нового поколения, предполагается, что технология 5G значительно раскроет потенциал интернет-технологий, таких как искусственный интеллект, полностью разрушит границу между человеческими сетями и Интернетом вещей. В результате этих перемен создается благодатная почва для расширения новых медиа, роста числа пользователей, рынка и т. д. Можно говорить, что будет сформирована огромная экосистема, которая, предоставя пользователям более глубокий опыт, значительно расширит рынок медиаиндустрии и внедрит инновационные методы взаимодействия. Например, через технологию умного дома, технологию ИИ. [3] В то же время, медиакоиммуникация в эпоху 5G более безопасна, а также может напрямую предоставлять определенную информацию для различных отраслей без посредника.
Таким образом, с момента появления технологии мобильной связи 1G в 1980-х годах она начала влиять на медиакоммуникацию в обществе, но что действительно повлияло на индустрию, так это широкомасштабная коммерциализация технологий мобильной связи 3G и появление смартфонов. В условиях динамично развивающегося рынка все еще трудно точно предсказать новые формы мультимедиа, но можно сделать общие прогнозы: во-первых, новые формы мультимедиа для промышленного Интернета появятся в большом количестве, особенно станут популярными новые службы передачи данных, во-вторых, на основе Интернета вещей, новые, на первый взгляд не связанные с коммуникациями технологии, такие как Умный дом, потенциально станут новым медиа-каналом, а в-третьих – индустрия потенциально получит новую форму, которая эффективно соединяет Интернет людей и Интернет вещей. В эпоху 5G медиа продолжит вводить новшества, а также стимулировать новые методы производства новостей, которые должный стать продуктом сочетания реальности и виртуального пространства по средствам VR, AR и MR. [2] Хотя 5G принесет совершенно новое будущее для медиакоммуникации, то, сможем ли мы эффективно воспользоваться этой возможностью, зависит от наших основных компетенций, таких как наши экономические и правовые устои, таланты и позиционирование.
Список литературы:
- CNNIC: «The 43rd Statistical Report on Internet Development in China», http: // www. cac. gov. en / 2019 - 02/28 / c_1124175686. htm, 2019-02-28 /2019-04-05.
- Guo Quanzhong: a possible blueprint for the media industry in the 5G era. // Modern communication. — 2019, №7. — С. 26-34.
- Tong Wen: What are the capabilities of 5G? [Electronic resource], Https: // baijiahao. baidu. com / s? id = 1623233462134077356 & wfr = spider & for = pc, 2019-01-21/2019-04-02.