Безусловно, абсолютно любое государство, в том числе и Российская Федерация, поддерживает тенденцию привлечения военных специалистов к участию в специальных миссиях, преследует благие и социально полезные цели. Однако, учитывая, обстоятельства пребывания и выполнения возложенных обязанностей военнослужащими на территории иностранного государства, а также, учитывая личностные особенности некоторых граждан, в данном случае – военнослужащих, не исключены случаи совершения последними противоправных действий.
Как и любое отклонение от норм и правил, так и совершение преступлений является деструктивным фактором, поскольку проявляясь во внешних отношениях способно оказывать негативное воздействие на «авторитет» социального, демократического и правового государства в виду того, что военнослужащий выступает лицом, на которое возложена обязанность защиты последнего, в том числе и от преступных посягательств. Что касается внутренних отношений, то совершение военнослужащим противоправного деяния (преступления) способно снижать уровень доверия населения к военнослужащим, обладающим определенным статусом и являющимся гарантией защищённости населения. Будь то незначительное преступление или же общественно опасное деяние, факт его совершения отрицателен в каждом случае.
Уголовный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы ответственности лиц, совершивших преступления. Хорошо известно, что лица, совершившие преступления [1, с. 76] обладают совокупностью особенностей и характерных черт, присущих каждому в отдельности. Поэтому, совершенно нелогично и необоснованно устанавливать общие условия для уголовной ответственности. Более правильным и оправданным представляется учёт особенностей как индивидуальных, так и профессиональных характеристик каждого, кто совершил преступление.
Законодатель, формулируя положения действующего уголовного закона учел эти нюансы, предусмотрев особенности регулирования уголовной ответственности следующих категорий лиц:
– несовершеннолетних лиц и лиц, достигших совершеннолетия;
– лиц, обладающих физическими или психологическими особенностями и лиц, характеризующимся нормальным развитием;
– лиц, совершивших преступление впервые и лиц, совершающих преступления на постоянной основе и для которых, совершение преступление является, как минимум, смыслом жизни;
– лиц, совершающих умышленные преступления и лиц, совершающих неумышленный или «случайные» преступления;
– лиц, обладающих особенностями в виду своей профессиональной деятельности и обычных рядовых граждан;
– лиц, пребывающих на территории Российской Федерации и лиц, пребывающих вне ее пределов [2];
– лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и лиц, не являющихся таковыми (иностранные граждане, лица без гражданства).
Не осталась в стороне и особая категория лиц, обладающая определенным статусом (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, депутаты и пр.).
Касаемо нашего исследования интерес представляет категория военнослужащих, совершивших преступления [3, c. 14] на территории иностранного государства и дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, а также особенности их уголовной ответственности.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса регулирования уголовной ответственности указанной категории населения, необходимо сказать, что законодатель, для случаев, когда лицо является гражданином Российской Федерации, находится на территории иностранного государства [3, с. 15] для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения определенной задачи (именуемой – специальной миссией) [4, с. 91] совершает преступление на территории иностранного государства, предусмотрел нормы, регулирующие вопросы действия российского уголовного права, поместив их в Главу 2 «Действие уголовного закона во времени и в пространстве» [4].
Уголовная ответственность военнослужащих воинских частей Российской Федерации, расположенных на территории иностранного государства, устанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации [4].
Названная статья устанавливает особый порядок уголовной ответственности в отношении военнослужащих воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся на территории иностранных государств, сформулировав положение следующим образом: «Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации» [4].
Проведя анализ положений уголовного закона, необходимо дать определения понятиям, используемым в его определении.
Итак, военнослужащими, согласно ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», являются граждане не имеющие гражданства другого государства, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и других воинских формированиях [5].
Под дислоцирующимися за пределами Российской Федерации признаются воинские части, находящиеся на территории иностранного государства в соответствии с ратифицированным договором Российской Федерации с этим государством. При этом под понятие «дислоцирующиеся за пределами Российской Федерации» подпадают воинские части, не только принимающие участие в миротворческой миссии, но и выполняющие другие функции на основе международных договоров [6].
В юридической литературе обоснованно указывается, что ст. 12 УК РФ распространяется также на военнослужащих, находящихся в иностранном государстве не в составе воинской части, но на официальном основании, например военных специалистов (советников) [4]. Мы солидарны с мнением научного сообщества на этот счёт, поскольку в нынешнее время достаточно случаев, когда военнослужащие пребывают в иностранном государстве не в составе воинской части, а по отдельному поручению государства, как правило, в качестве военных специалистов для решения совместных задач в области обеспечения военной безопасности государств, повышения военного потенциала и мощи конкретного государства в мировом сообществе. Данный тезис наглядно демонстрирует значение, рассматриваемого нами в настоящей работе принципа специальной миссии, поскольку описывает сущность и назначение специальной миссии как основания пребывания на территории иностранного государства и участия в соответствующих мероприятиях.
Таким образом, военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся на территории иностранных государств, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по Уголовному кодексу Российской Федерации, за исключением случаев, когда иная ответственность военнослужащих предусмотрена международным договором Российской Федерации. Норма ч. 2 ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации [4] была построена на основании закрепленного предыдущей редакцией Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) безусловного приоритета правил международных договоров по отношению к правилам, установленным российскими законами [7]. В связи с принятием в 2020 году новой Конституции Российской Федерации данное положение несколько изменено, однако в текст уголовного закона предусматривает оговорку «если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации».
Военные правоведы считают, что, если соответствующий договор не заключен, военнослужащий несет уголовную ответственность по Уголовному кодексу Российской Федерации независимо от характера совершенного им преступления, что следует из той же ч. 2 ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации [8]. Такое положение может возникнуть, например, в ситуации экстренного ввода войск без предварительной юридической подготовки этой акции и при других обстоятельствах.
Интересы военной службы требуют, чтобы к уголовной ответственности привлекались только лица, виновные в совершении преступления, и исключалась ответственность тех, кто совершил деяния, формально не образующих состава преступления.
Изложенное позволяет заключить, что в регулировании вопроса об уголовной ответственности военнослужащих, совершивших преступление на территории иностранного государства и дислоцирующихся вне пределов Российской Федерации, имеются противоречия. Во-первых, вызванное противоречивой формулировкой норм основного закона государства (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) и уголовного закона (ч.2 ст. 12 УК РФ), создает условия для различного толкования, содержащихся в них норм. Конституция РФ предполагает, что международные договора являются составной частью Российской правовой системы, в свою очередь уголовный закон гласит о безусловном приоритете норм международного права над национальным. Во-вторых, противоречие, заложенное в ч. 1 ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации и ч. 2 той же статьи, создает перед органами предварительного следствия и гарнизонным военным судом проблему, состоящую в том, что непонятна ситуация с тем, как быть, когда в уголовном законодательстве Российской Федерации и других субъектов Российской Федерации, существуют отдельные различия, имеющие принципиальное значение для разрешения вопроса о привлечении лиц, совершивших противоправное деяние, к уголовной ответственности [9].
Отметим, что положительным элементом рассматриваемой статьи следует признать урегулирование вопроса об уголовной ответственности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации за преступления, совершенные за пределами Российской Федерации, нормы которой введены в Уголовный кодекс Российской Федерации сравнительно недавно.
Следует учитывать, что военнослужащие подлежат уголовной ответственности не только за совершенное преступление, но и за покушение на него, а в некоторых случаях и за приготовление к нему.
Военнослужащий не подлежит уголовной ответственности за преступление, если добровольно и окончательно отказался от доведения этого преступления до конца. За совершение общеуголовных преступлений военнослужащие подлежат уголовной ответственности в соответствии с Особенной частью УК РФ, которая включает нормы, определяющие признаки конкретных видов преступлений и устанавливающие наказания лиц, виновных в совершении этих преступлений [10, c. 261].
Таким образом, анализ рассматриваемого вопроса свидетельствует о том, что сущность уголовной ответственности военнослужащих Российской Федерации за преступления, совершенные на территории иностранного государства состоит, главным образом, в защите охраняемых законом интересов граждан, общества и государства от преступных посягательств таких военнослужащих, в пресечении противоправного поведения военнослужащих, а также в минимизации ущерба и последствий такого поведения. Следуя этим целям, наше государство делегирует часть своих властных полномочий иностранному государству в вопросах привлечения российских военнослужащих к уголовной ответственности. Безусловно, такой шаг направлен не только на удержание позиции, занимаемой Российской Федерацией в мировом сообществе, но и на поддержание репутации нашего государства перед иностранными государствами, что представляется вполне обоснованным. Поэтому, военнослужащий должен уважительно относиться к законам иностранного государства, правам и свободам его граждан, поскольку осведомленность законов иностранного государства и особенностей его применения окажет положительное влияние на снижение числа незначительных преступлений военнослужащих, совершенных ими, как правило, по незнанию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
- Зюбанов Ю.А. Действие уголовного закона в пространстве: Опыт сравнительного анализа уголовного законодательства стран СНГ: диссертация … кандидата юридических наук. – Москва. – 2001. – 198 с.
- Благов Е.В. Уголовное законодательство: текст, комментарий, судебная практика (Общая часть) / Е.В. Благов. — М. : Проспект, 2015. – URL: https://market.yandex.ru/product—blagov-e-v-ugolovnoe-zakonodatelstvo-tekst-kommentarii-sudebnaia-praktika-obshchaia-chast/560253602 (Дата обращения: 04.02.2021).
- Ермолович Я.Н. Уголовная юрисдикция в отношении военнослужащих воинских формирований российской федерации, дислоцированных на территории иностранных государств: состояние, проблемы, перспективы развития. Международное уголовное право и международная юстиция. – 2010. – № 1. – С. 12-18.
- Трошков Е.А. Социальные проблемы предоставления гражданства военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации: диссертация … кандидата политических наук. – Москва. – 2012. – 167 с.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020). – URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/ (Дата обращения: 03.02.2021).
- О воинской обязанности и военной службе: федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (последняя редакция). – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_18260/ (Дата обращения: 01.02.2021).
- Ермолович Я.Н. Уголовная ответственность военнослужащих воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах, 2003 г. – № 12. – URL: http://voenprav.ru/doc-2121-1.htm (Дата обращения: 02.02.2021).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 03.02.2021).
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. – URL: http://docs.cntd.ru/document/420368849 (Дата обращения: 03.02.2021).
- Боев В.И. Механизм уголовно-правового регулирования режима военного положения: диссертация … доктора юридических наук. – Москва. – 2008. – 425 с.
BIBLIOGRAPHIC LIST:
- Zyubanov Yu.A. Dejstvie ugolovnogo zakona v prostranstve: Opy`t sravnitel`nogo analiza ugolovnogo zakonodatel`stva stran SNG: dissertacziya … kandidata yuridicheskikh nauk. – Moskva. – 2001. – 198 s.
- Blagov E.V. Ugolovnoe zakonodatel`stvo: tekst, kommentarij, sudebnaya praktika (Obshhaya chast`) / E.V. Blagov. — M. : Prospekt, 2015. – URL: https://market.yandex.ru/product—blagov-e-v-ugolovnoe-zakonodatelstvo-tekst-kommentarii-sudebnaia-praktika-obshchaia-chast/560253602 (Data obrashheniya: 04.02.2021).
- Ermolovich Ya.N. Ugolovnaya yurisdikcziya v otnoshenii voennosluzhashhikh voinskikh formirovanij rossijskoj federaczii, disloczirovanny`kh na territorii inostranny`kh gosudarstv: sostoyanie, problemy`, perspektivy` razvitiya. Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yusticziya. – 2010. – # 1. – S. 12-18.
- Troshkov E.A. Soczial`ny`e problemy` predostavleniya grazhdanstva voennosluzhashhim Vooruzhenny`kh Sil Rossijskoj Federaczii: dissertacziya … kandidata politicheskikh nauk. – Moskva. – 2012. – 167 s.
- Ugolovny`j kodeks Rossijskoj Federaczii ot 13 iyunya 1996 g. # 63-FZ (red. ot 30.12.2020). – URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/ (Data obrashheniya: 03.02.2021).
- O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe: federal`ny`j zakon ot 28 marta 1998 g. # 53-FZ (poslednyaya redakcziya). – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_18260/ (Data obrashheniya: 01.02.2021).
- Ermolovich Ya.N. Ugolovnaya otvetstvennost` voennosluzhashhikh voinskikh chastej Rossijskoj Federaczii, dislocziruyushhikhsya za predelami Rossijskoj Federaczii // Pravo v Vooruzhenny`kh Silakh, 2003 g. – # 12. – URL: http://voenprav.ru/doc-2121-1.htm (Data obrashheniya: 02.02.2021).
- Konstitucziya Rossijskoj Federaczii (prinyata vsenarodny`m golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. s izmeneniyami, odobrenny`mi v khode obshherossijskogo golosovaniya 01.07.2020). — URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_28399/ (Data obrashheniya: 03.02.2021).
- Kommentarij k Ugolovnomu kodeksu Rossijskoj Federaczii (postatejny`j) ot 13 iyunya 1996 g. # 63-FZ. – URL: http://docs.cntd.ru/document/420368849 (Data obrashheniya: 03.02.2021).
- Boev V.I. Mekhanizm ugolovno-pravovogo regulirovaniya rezhima voennogo polozheniya: dissertacziya … doktora yuridicheskikh nauk. – Moskva. – 2008. – 425 s.