Подготовка к выбору профессии важна потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно- воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. Для общей координации, технической и методической поддержки реализации в школе необходимы структурные изменения [1]. На базе школы был запущен проект «Создание системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» 2020-2023гг.
Ключевыми задачами проектами являлись:
- Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы в ОО.
 - Сопровождение профессионального самоопределения через урочную деятельность.
 - Внесение изменений в содержание предмета «Технология».
 - Сопровождение профессионального самоопределения через внеурочную деятельность.
 - Воспитательная работа. Участие в конкурсных и массовых мероприятиях в рамках профориентационной работы.
 - Организация и проведение профессиональных проб для учащихся.
 - Проектная деятельность в рамках профориентационной работы.
 - Создание мониторинга профессиональных интересов, склонностей, планов профессионального развития учащихся 1-11 классов.
 - Профориентационный туризм (поездки, экскурсии по предприятиям).
 
Цели, задачи и основная идея проекта
В образовательных организациях (школах):
- Сопровождение профессионального самоопределения через урочную деятельность, включая профориентационный туризм и формирование банка профориентационных уроков 1-11 класс, создание профориентационного методического конструктора.
 - Сопровождение профессионального самоопределения через внеурочную деятельность, включая профориентационный туризм, профориентационную проектную деятельность.
 - Воспитательная работа. Участие в конкурсных и массовых мероприятиях в рамках профориентационной работы, включая:
 
- разработку сценариев профориентационных мероприятий – разработка и проведение акции «День тени» для учащихся 11х классов;
 - организацию лаборатории профессионального выбора «Я-ЦЕЛЬ-ПРОФЕССИЯ-УСПЕХ»;
 - разработку и апробацию системы профориентационных игр для учащихся 7-9 классов;
 - организацию и проведение профориентационного образовательного события «Инженерные каникулы»;
 - отработка деятельности профориентационных консилиумов;
 - клубную работу;
 - поддержку профессионального самоопределения с использованием программы «ILIAS»
 - Организация профессиональных проб для учащихся и интеграция результатов профессиональных проб в образовательный процесс.
 - Отработка городского мониторинга профессиональных интересов, склонностей, планов профессионального развития учащихся 1-11 классов.
 
Срок и механизмы реализации инновационного проекта:
| 
 №№  | 
 Мероприятия и разработки  | 
 Разработка  | 
 Апробация  | 
 Реализация  | 
| 
 1.  | 
 Организация и проведение профессиональных проб для учащихся 6-11 классов.  | 
 . 
  | 
 
  | 
 2020-2023  | 
| 
 2.  | 
 Формирование банка профориентационных уроков 1-11 класс  | 
 
  | 
 
  | 
 2020-2023  | 
| 
 3.  | 
 Развитие профориентационной проектной деятельности  | 
 
  | 
 
  | 
 2020-2023  | 
| 
 4.  | 
 Разработка программы, развивающих Soft skills и компетентностей профессионального самоопределения.  | 
 2020  | 
 2021  | 
 2022-2023  | 
| 
 5.  | 
 Включение профориентационного туризма в систему профориентационных уроков  | 
 2020  | 
 2021  | 
 2022-2023  | 
| 
 6.  | 
 Разработка и проведение акции «День тени» для учащихся 11х классов;  | 
 2020  | 
 2020-2022  | 
|
| 
 7.  | 
 Лаборатория профессионального выбора «Я-ЦЕЛЬ-ПРОФЕССИЯ-УСПЕХ»;  | 
 2020  | 
 2021  | 
 2022-2023  | 
| 
 8.  | 
 Создание профориентационного методического конструктора  | 
 2020  | 
 2021  | 
 2022-2023  | 
| 
 9.  | 
 Организация и проведение профориентационного образовательного события «Инженерные каникулы»  | 
 2020  | 
 2021  | 
 2022-2023  | 
| 
 10.  | 
 Отработка деятельности профориентационных консилиумов  | 
 2020  | 
 2021  | 
 2022-2023  | 
| 
 11.  | 
 Доработка профориентационного дневника.  | 
 2020  | 
 2021  | 
 2022-2023  | 
| 
 12.  | 
 Разработка и апробация системы профориентационных игр для учащихся 7-9 классов.  | 
 2020  | 
 2021  | 
 2022-2023  | 
| 
 13.  | 
 Создание клуба профориентационной направленности «Профессиональная карьера»  | 
 2020  | 
 2021  | 
 2022-2023  | 
| 
 14.  | 
 Создание курсов по профориентации с использованием программы «ILIAS»  | 
 2020  | 
 2021  | 
 2022-2023  | 
| 
 15.  | 
 Формирование системы профориентационных мероприятий для учащихся начальной, основной, старшей школы  | 
 2020  | 
 2021  | 
 2022-2023  | 
Механизмы реализации – сетевое взаимодействие, деятельность рабочих групп, семинары, мероприятия для педагогов и обучающихся.
Актуальным является сведение в единую систему сопровождения профессионального самоопределения как на различных уровнях образования, так и по всем направлениям сопровождения профессионального самоопределения с использованием сетевого подхода во взаимодействии организаций.
Сопровождение профессионального самоопределения является значимой составляющей работы образовательного учреждения. Возрастные рамки развития детей продуцируют специфические задачи сопровождения профессионального самоопределения на каждом этапе обучения детей.
В последние годы обозначилось стремление общеобразовательных школ к организации профессиональной подготовки на базе школ, качественно организованной профориентационной работе, а также кооперации с учреждениями профессионального образования, предприятиями сферы бизнеса и производства. Профильное обучение в средней школе – это шаг во взрослую жизнь. Средняя школа является особым образовательным пространством, в котором реально происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение молодежи. Именно она встраивается в современных условиях в новую парадигму образования. Основная идея обновления старшей школы – расширение возможности выбора индивидуальной образовательной программы [3].
Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель – самоопределение учащихся в выборе будущего профессионального пути с учетом реальных потребностей рынка труда, при этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
- индивидуализированные формы образовательной деятельности;
 - выработка проектно-исследовательских компетенций, навыков самооценки;
 - самоопределение старшеклассника в отношении профилирующего направления собственной образовательной деятельности;
 - четко определенное коммуникативное поле;
 - профильное обучение в новых формах, самоопределение учащихся в профессии.
 
Профильное обучение рассматривается как образовательная система специализированной подготовки личности к решению одной из жизненно важных проблем – обоснованному выбору направлений будущего профессионального образования, самореализации в самостоятельной жизни и профессиональной деятельности [8].
В школе мы видим систему профильного обучения через создание ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА. Что это такое?
Образовательный кластер — это объединение ресурсов образования, науки и бизнеса для развития социально-экономической сферы, социализации личности. Основой объединения является комплекс сквозных программ образовательных учреждений (общего и профессионального образования) и работодателя. В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией по вопросам потребностей, техники и технологий между партнерами. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по различным каналам для всех участников кластера. Применение кластерного подхода в образовании – основа инновационного развития как образовательной системы в начале, так и в дальнейшем национальной экономики. Кластер играет позитивную роль в привлечении инвестиций в образовательную систему.
КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗОЙДУТ В ШКОЛЕ?
Организационно-педагогические изменения в образовательном процессе:
1. Индивидуализация образовательного процесса: выбор учащимися профиля обучения, элективных курсов и фирменных предметов, форм обучения, определение направлений творческой, исследовательской, проектной деятельности, увеличение доли самостоятельной работы.
2. Расширение пространства социальной реализации: участие в социально значимых проектах технопарка школы и всего кластера, публичные презентации результатов работы; предпрофессиональные стажировки, практики.
3. Организация пространства рефлексии и мыследеятельности: тьюторские консультации, работа с портфолио, исследование образовательных ресурсов, участие в методологических семинарах и деловых играх.
4. Переход к освоению технологии сетевого взаимодействия со школами, учреждениями профессионального образования, науки, предприятиями.
5. Привлечение к образовательному процессу в фирменных классах высококлассных специалистов из сферы производства.
ДОРОЖНАЯ КАРТА создания образовательного кластера.
Представлено по годам:
| 
 1  | 
 Анализ состояния предпрофильного и профильного образования в школе  | 
 2008г.  | 
| 
 2  | 
 Анализ состояния индивидуальной работы с обучающимися  | 
 2008г.  | 
| 
 3  | 
 Поиск путей развития профильного обучения с ориентацией на выбор профессии  | 
 2008г  | 
| 
 4  | 
 Изучение Стратегии развития Республики Саха (Якутия) «Схема 2020»  | 
 2008г  | 
| 
 5  | 
 Определение приоритетных отраслей экономики и социальной сферы до 2020г.  | 
 2008г  | 
| 
 6  | 
 Разработка концепции Фирменных классов  | 
 2008г  | 
| 
 7  | 
 Поиск фирм-партнеров для открытия Фирменных классов  | 
 2008г  | 
| 
 8  | 
 Заключение соглашений об открытии Фирменных классов между школой и фирмами-партнерами  | 
 2008г  | 
| 
 9  | 
 Открытие Фирменных классов  | 
 2008г  | 
| 
 10  | 
 Разработка пакета нормативных документов (локальных актов) для деятельности Фирменных классов  | 
 2008-2009гг.  | 
| 
 11  | 
 Разработка программы опытно-экспериментальной работы по освоению Индивидуального учебного плана (ИУП)  | 
 2010г.  | 
| 
 12  | 
 Разработка и принятие пакета нормативных документов по обучению на основе ИУП  | 
 2011г  | 
| 
 13  | 
 Разработка идеи школьного технопарка  | 
 2012г  | 
| 
 14  | 
 Запуск модели «Школьный технопарк (5-7 кл.) – Фирменные классы (8-11 кл.)»  | 
 2012г.  | 
| 
 15  | 
 Разработка модели Образовательного кластера. Поиск партнеров, заключение договоров  | 
 2012г.  | 
| 
 16  | 
 Вступление школы в члены Торгово-промышленной палаты РС (Я)  | 
 2012г.  | 
| 
 17  | 
 Поиск технологии деятельности Образовательного кластера  | 
 2013г  | 
| 
 18  | 
 Описание технологии Образовательного кластера как сетевой образовательной технологии  | 
 2013г  | 
| 
 19  | 
 Вступление школы в Школьную лигу РОСНАНО  | 
 2013г  | 
| 
 20  | 
 Реализация Инновационной программы «Будущее строим вместе» (технология образовательного кластера)  | 
 2014г.  | 
| 
 21  | 
 Заключение договоров с ГАУ «Технопарк Якутии», Академией наук РС (Я)  | 
 2014г.  | 
| 
 22  | 
 Полномасштабный запуск Образовательного кластера  | 
 2014-2015гг.  | 
| 
 23  | 
 Мониторинг деятельности Образовательного кластера  | 
 2014-2022гг.  | 
| 
 24  | 
 Проведение научно-практических конференций для школьников  | 
 2014-2022гг.  | 
| 
 
 С 2009 года в школе №5 им. Н.О. Кривошапкина действуют Фирменные классы, созданные в рамках реализации Инновационной программы МОБУ СОШ №5 «Миссия общеобразовательной школы в реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». Школа имеет статус республиканской и городской инновационной площадки. Для каждого Фирменного класса определяется с учетом интересов детей и родителей фирма-партнер из сферы производства, бизнеса, социальной сферы. Открытие фирменных классов позволяет школе решить важную составляющую образовательной деятельности – обеспечение успешного послешкольного жизненного старта через осознанный выбор профессии. Первый Фирменный дипломатический класс был открыт в школе №5 в 2008 году, в 2017 году выпущен второй такой класс, 12 выпускников класса окончили школу с золотыми медалями. Академический гуманитарный класс в 2021-2022 уч.г. окончили 24 чел, из них 17 чел. поступили в вузы по профилю (70,8%). Опыт школы по данному направлению был распространен на Январском совещании работников образования ГО «город Якутск» 2021-2022 уч.г., были внесены наши предложения и рекомендации. Результаты поступления фирменных классов 2021-2022 уч.г. 
 
 Предложенный опыт МОБУ СОШ №5 по развитию профильных и фирменных классов в течение одного десятилетия продемонстрировал, что данный опыт имеет свои положительные стороны и был завершен сборником, составителем которого являлась директор школы Кычкина Антонина Анатольевна (2006-2022гг). 
 
 
 Приложение 1  | 
 
  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
 
 
  | 
 
 
 
 
 
 ПРОЕКТНЫЙ ОФИС 
 
 
 
 
 План работы 
 
   
 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 
  | 
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 
  | 
 
  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 
  | 
 
  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 
  | 
 
  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 
  | 
 
  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 
  | 
 
  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 
  | 
 
  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 
  | 
 
  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список литературы
- Беспалова Е.А. «ЕВРАЗ — класс» — энергия будущего»: (модель профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сетевого взаимодействия) / Е. А. Беспалова // Управление современной школой. Завуч. — 2021. — № 7. — С. 49-69.
 - Коморова И. В. Выбор профессии – дело серьезное: профориентационная игра по мотивам игры «Форт Бойярд» / И. В. Коморова // Доп. образование и воспитание. — 2021. — № 1. — С. 46-48.
 - Киселёв С. М. Профориентационная работа с обучающимися и их родителями – основа предпрофессиональной подготовки / С. М. Киселёв // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 6. — С. 54-55.
 - Майорова Г. В. Залог успешного завтра: от интересов ребенка к профессиональному пути / Г. В. Майорова // Доп. образование и воспитание. — 2021. — № 1. — С. 33-36.
 - Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива»., 2012. – 52 с.
 - Мельникова М. А. Организация и проведение профориентационной работы / М. А. Мельникова, А. А. Васильев // Среднее проф. образование. — 2021. — № 12. — С. 37-39.
 - Сергеев И. С. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации / И. С. Сергеев, Д. А. Махотин, В. Н. Пронькин, Н. Ф. Родичев // Педагогика. — 2021. — № 7. — С. 5-19.
 - Соловьева Д. Профориентация: как наверстать упущенное с помощью интернет — сервисов / Д. Соловьева // Справ. клас. рук. — 2021. — № 3. — С. 66-73.
 
