Выявление объекта исследования является неотъемлемой частью любой научной работы, именно с этого хотелось начать. В данной статье объектом исследования выступает социализация личности. Термин означает процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения, а также овладения знаниями, умениями и навыками. [3] Благодаря социализации, человек становится дееспособным участником институтов и общностей, может реализовывать свои способности и задатки. Социализация – неотъемлемая часть жизни любого человека. Социализация непосредственно связана с культурной средой, в которой развивается личность. [2]
Термин культурная среда означает совокупность условий жизнедеятельности индивида, включающая личностные и вещественные элементы, с которыми взаимодействует индивид. Эти элементы оказывают непосредственное воздействие на ценностные ориентиры, нравственную и культурную основу личности, на духовные потребности. Формулируя предмет исследования, в качестве гипотезы определим культурное пространство, как архитектурную среду вуза. Таким образом в рамках представленного исследования, архитектурным пространством культурной среды выступает Факультет Архитектуры и Дизайна. [1]
Рассматривая взаимосвязь педагогов и студентов, а также студентов между собой в учебной структуре, можно сказать, что основные вопросы связаны с изучением взаимовлияния, а также коммуникативными особенностями характеризующими взаимоотношения личности и общества. Основной задачей является анализ поведения отдельной личности в учебном процессе и наблюдение за процессом социализации данной личности.
Актуальность темы обусловлена недостаточным изучением данной проблемы, а также необходимостью повышения эффективности учебного процесса. Считаю, тема важна, так как она непосредственно связанна с качеством образования.
Оканчивая школу, молодые люди начинают новый этап своей жизни. Однако поступление в университет связанно не только с получением нового статуса – студент, это новая среда, в которой человек знакомится с новыми людьми и получает возможность, составить о себе новое впечатление. Так например личность, не обладавшая в школе такими чертами характера, как общительность и коммуникабельность, оказавшись в новом социуме, получает возможность в новой культурной среде открыться по новому, проявить новые способности коммуникации. Толчком для развития данных коммуникативных способностей является в данном случае то самое архитектурное пространство, стимулирующее развитие творческого потенциала, расширяющее кругозор, идеологию, а также круг интересов данной личности. К архитектурному пространству в данном контексте следует, на наш взгляд, отнести такие формы работы как, творческие мастерские, проектирование, клаузуры, мастер классы, work shops, интерактивные лекции, участие в семинарах и творческих просмотрах, то есть всю дискурсивную среду факультета архитектуры и дизайна. Все это ведет к росту самооценки и, как следствие обретению нового социального статуса. Получая навыки профессиональной деятельности, находясь в круге единомышленников, в компетентной среде, личность имеет все возможности для экспликации заложенного в ней потенциала, возможности самореализации.
Помимо культурно-поведенческих аспектов личности, высшее образовательное учреждение должно способствовать интеграции каждого отдельного студента в социальную среду. Иными словами высшее образование ставит своей задачей кроме всего прочего создание условий для совместной социально-культурной деятельности людей. Такая деятельность нацелена на создание качественной определенности, значимости, как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. Обязательным условием такой деятельности является развитие социальной активности и творческого потенциала, формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее полной реализации личности в социально-культурной среде. [6] В этом как раз и состоит предназначение образовательных учреждений, как социально-культурного института.
В заключении следует подчеркнуть, что включаясь в жизнь общества, его структурные подразделения, овладевая коллективным опытом, установками, социальными нормами и ценностями формируются значимые черты личности, происходит социализация. [4] Инфраструктура социально-культурной среды университета обладает огромным потенциалом для реализации задач социализации личности. Взаимовлияние преподавателей и студентов всегда было интересной темой для изучения и, рассматривая это влияние с точки зрения социализации личности, можно сделать вывод о том, что архитектурное образование является источником вдохновения, мотивации, как для студентов, так и для преподавателей. [5] В творческой среде факультета архитектуры и дизайна происходит обмен знаниями, опытом, идеями. В отличии от многих других дисциплин, архитектура имеет уникальную особенность — творческую основу. Именно она дает возможность гибкого обмена информацией преподавателей и студентов, именно она создает динамичную стратегию образовательного процесса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Березин, М. П. Пространство – восприятие – поведение // Строительство и архитектура Ленинграда. – 2010. – № 7. – С. 42-39.
- Брылева, Л.Г. Самореализация личности: (Онтокультуролог. аспект) / Л.Г. Брылева; Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых. Спб: Российская Академия образования, 2002.
- Кон , И. С. Социология личности. – М.: Просвещение, 1967.
- Лавринова, Н. Н. Аналитика социокультурной ситуации (Электронный ресурс) // Аналитика культурологии. – № 2(17). – ISSN 1990 — 4045.
- Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие, – СПб., 1997
- Юдина, А.И. Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона как основа социализации молодежи / Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 19-2. С. 195-203.
BIBLIOGRAFIChESKIJ SPISOK
- Berezin, M. P. Prostranstvo – vosprijatie – povedenie // Stroitel’stvo i arhitektura Leningrada. – 2010. – № 7. – S. 42-39.
- Bryleva, L.G. Samorealizacija lichnosti: (Ontokul’turolog. aspekt) / L.G. Bryleva; Ros. akad. obrazovanija, In-t obrazovanija vzroslyh. Spb: Rossijskaja Akademija obrazovanija, 2002.
- Kon , I. S. Sociologija lichnosti. – M.: Prosveshhenie, 1967.
- Lavrinova, N. N. Analitika sociokul’turnoj situacii (Jelektronnyj resurs) // Analitika kul’turologii. – № 2(17). – ISSN 1990 — 4045.
- Markov A. P., Birzhenjuk G. M. Osnovy sociokul’turnogo proektirovanija: uchebnoe posobie, – SPb., 1997
- Judina, A.I. Formirovanie social’no-kul’turnoj sredy v sisteme infrastruktury regiona kak osnova socializacii molodezhi / Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv. — 2012. — № 19-2. S. 195-203.