Существуют различные определения метода «фокус-группа». По мнению Е.В. Дмитриевой [3] метод фокус-группа — это качественный метод сбора социологической информации в гомогенных (по значимым для исследования признакам) группах, имеющих фокус, с участием ведущего и основанных на принципах групповой динамики. В качестве «фокуса» могут выступать фильм, рекламный ролик или его раскадровка, продукт, имидж компании, выбранная тема групповой дискуссии, проблема или явление социальной жизни.
Метод фокус-группы относится к качественным методам сбора информации и базируется на использовании эффекта групповой динамики.
Применение данного метода предполагает групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора). Основным достоинством данного метода является возможность оперативного получения так называемой глубинной информации в небольшой группе респондентов. Суть метода заключается в том, что внимание участников фокусируется на исследуемой проблеме (теме), с целью определить отношение к поставленной проблеме, выяснить мотивацию тех или иных действий [7].
Для того чтобы узнать, как студенты СВФУ, в частности активисты СНО относятся к научно-исследовательской деятельности нами было проведено небольшое исследование методом фокус-группы, то есть группового обсуждения определенных вопросов. В ходе исследования приняли участие 10 студентов из разных факультетов и институтов, из них 8 человек женского пола и соответственно 2 человек мужского пола:
- Институт зарубежной филологии и регионоведения – Булдакова Ая Юрьевна, Тарасова Алина Ивановна;
- Инженерно-технический институт – Старостина Лена Петровна, Ефимова Лидия Николаевна;
- Филологический факультет – Дормидонтов Александр Алексеевич, Шарина Юлия Александровна;
- Институт математики и информатики – Емельянова Майя Ивановна, Саввинова Саргылаана Афанасьевна;
- Технологический институт – Павлов Сандал Ильич, Барахова Оксана Алексеевна.
На вопрос «Исследовательская деятельность – это» ответили следующим образом:
- «Совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность»;
- «Деятельность, направленная на получение тех или иных знаний»;
- «Изучение каких-либо актуальных проблем»;
- «Деятельность, связанная с решением творческой задачи»;
- «Совместная деятельность, имеющая общую цель»;
- «Деятельность, направленная на изучении»;
- «Деятельность, в которой исследуют разные знания практическим путем»;
- «Социально-организованная, творческая, познавательная деятельность».
Ответы получились разнообразные. В целом, участники имеют представление что такое исследовательская деятельность.
На вопрос «Кто такой исследователь?» ответили следующим образом:
- «Тот, кто целенаправленно занимается научной деятельностью»;
- «Исследователь, в первую очередь, это человек, который исследует те или иные степени науки»;
- «Это человек, который познает и исследует что-то новое»;
- «Тот, кто занимается исследовательской деятельностью».
В итоге почти все участники дали одинаковый ответ, это объясняет то, что у них единое мнение по данному вопросу.
На вопрос «Для чего студент должен заниматься исследовательской деятельностью?» выбрали следующие варианты ответов:
- «Повышение своего интеллектуального уровня» – 30%;
- «Это требование Министерства образования» – 0%;
- «Для разработки инновационных проблем» – 10%;
- «Это средство профессионально-квалификационного роста» – 30%;
- «Это средство развития творческой самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки» – 70%.
Большинство участников выбрали последний вариант, но отметим, что по выбору ответов ограничений не было и поэтому некоторые участники выбрали по 2 и более вариантов.
По вопросу «Каким образом нужно организовать исследовательскую деятельность, чтобы ею занималось большее число студентов?» выбрали следующие варианты ответов:
- «Выбор более интересных тем» – 40%;
- «Мотивация самого студента» – 50%;
- «Требования со стороны администрации учебного заведения» – 10%.
А также был предложен альтернативный вариант ответа – «Пропаганда и стимул для студентов». Это значит, что некоторые студенты занимаются исследовательской деятельностью для того, чтобы получить повышенную стипендию.
На вопрос «С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей исследовательской работе?» ответили следующим образом:
- «Дидактические и методические трудности» – 60%;
- «Отсутствие помощи педагога или ее формальный характер» – 10%;
- «Другие трудности» – 30%.
Большинство участников выбрали первый вариант ответа, так как считают, что в исследовательской работе очень мало доступных источников, а также они отметили, что не умеют находить информацию в сети Интернет.
На вопрос «Можно ли назвать исследовательскую деятельность движущей силой познания?» ответили следующим образом:
- «Нельзя»;
- «Можно, т.к. познание достигается с помощью больших усилий»;
- «Да»;
- «Да, т.к. таким образом, повышается уровень интеллекта студентов»;
- «Только с помощью исследовательской деятельности можно достичь тех или иных знаний путем практики»;
- «Можно, т.к. исследовательская деятельность – это один из видов движущей силы познания»;
- «Не знаю»;
- «Все в этом мире движущая сила познания».
Все участники по-разному ответили на этот вопрос. Но большинство согласны с тем, что исследовательскую деятельность можно назвать движущей силой познания.
Самые разнообразные ответы были у женской половины участников. В отличие от мужчин, женщины давали почти на каждый ответ свой комментарий и рекомендации, а у мужской стороны все было четко и без особых комментариев.
Итак, подводя итоги фокус-группы на тему «Развитие исследовательской деятельности» можно утверждать, что исследовательская деятельность всецело одобряется студентами из СНО. Хотим также отметить, что студенты из ФЛФ и ИЗФИР дали развернутые ответы, так как у них было больше практики по написанию исследовательских работ. В целом, все активно приняли участие, высказались по вопросам и хотели бы получить подробные ответы и разъяснения именно от меня, что говорит об их доверии ко мне как модератору фокус-группы. Во время проведения фокус-группы негативных моментов не возникало.
В результате проведения фокус-группы мы сформулировали следующие рекомендации:
- приобрести навык поиска информации в интернете посредством посещения соответствующего мастер-класса;
- развивать умение высказывать свое мнение более обоснованно;
- разработать систему мотивации студентов для занятий научно-исследовательской деятельностью.
Таким образом, можно отметить, что проведенная фокус-группа для студентов выявила, что научно-исследовательская является одним из важнейшего направления в обучении. И, несмотря на некоторые трудности, исследовательская деятельность развивается, и стала еще более значимой в жизни студентов.
Литература:
- Белановский, С.А. Метод фокус-групп [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docplayer.ru/403936-Sergey-belanovskiy-metod-fokus-grupp.html
- Брайман, А. Выбор участников фокус-группы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psyfactor.org
- Дмитриева, Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecsocman.hse.ru
- Как провести фокус-группу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kakprosto.ru/kak-25437-kak-provesti-fokus-gruppu
- Как проводить фокус-группу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fadr.msu.ru/rin/vestnic/vestnic3_01/3-8-01.htm
- К. Малхотра, К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание». – Москва, 2002. – 57 с.
- Методика проведения фокус-групп. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psyfactor.org
- Никулина, С.В. Фокус-группы – метод проведения маркетинговых исследований. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.life-marketing.ru
- Отличительные особенности фокус-группы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.csp-yar.ru/metodicheskie-razrabotki/fokus-grupp
- Петриченко, Т.В. Маркетинговые исследования. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. — 56 с
- Подготовка фокус-групп. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grandars.ru
- Проведение фокус-группы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fadr.msu.ru/rin/vestnic.htm
- Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика: учебник для бакалавров — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 665 с.
- СНО СВФУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.s-vfu.ru/universitet/rucovodstvo-i-structura/unir/SNO
- Судас, Л.Г. Маркетинговые исследования в социальной сфере — М.: ИНФРА-М, — 272 с.
- Сценарий фокус-группы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.web.warwick.ac.uk
- Тюрин, Д. В. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 342 с
- Фокус-группы в маркетинге и социологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lux.e-reading.bz
- Фокус-группа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru
- Фокус-группы: разработка сценария проведения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecro.ru/marketing/focusgroup/gade/