
Занятие
может быть оформлено в виде презентации, демонстрируемой на большом экране.
Возрастная
группа: старшая (седьмой-восьмой год жизни).
Цели: формирование умственных
действий, повышающих эффективность образовательной деятельности.
Задачи: Образовательные
области: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное
развитие».
1.    
Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
2.    
Формировать умение отражать результаты своего познания в речи.
3.    
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:
совершенствовать представления о жизни животных в среде обитания.
Ход совместной образовательной
деятельности:
I этап
Мотивационный,
организационный. 
Педагог: «Здравствуйте, дети!
Сегодня мы узнаем много интересного о дельфинах!»
Педагог: «Кто знает, чьими
родственниками являются дельфины?» (китов)
Педагог: «Ребята, как вы
думаете, как дельфины относятся к людям: дружелюбно или враждебно?»
(дружелюбно). «Дельфины плавают исключительно быстро, стайки дельфинов часто
следуют за кораблями».

Педагог: «А
вы бы хотели, находясь в лодке и опустив руку в воду, погладить дельфина?»
«По последним
научным данным, дельфины не только имеют «словарный запас» до 14000 звуковых
сигналов, который позволяет им общаться между собой, но и умеют проявлять
сочувствие, готовность помочь новорождённым и больным, выталкивая их на
поверхность воды…
Похожи этим дельфины на людей?
А вы помогаете кому-нибудь? Как?»
II этап
Основная
часть занятия, совместная образовательная деятельность.
 «Как общаются люди между собой?» (устная речь, письменная речь).
«Как общаются люди между собой?» (устная речь, письменная речь).
«А дельфины?» 
«В речи дельфинов ученые уже насчитали 186 разных «свистов». У них
примерно столько же уровней организации звуков, сколько и у человека: шесть, то
есть звук, слог, слово, фраза, абзац, контекст, есть свои диалекты». 
«Дельфины
владеют двумя видами языка: 
1)    Язык тела — различные позы, прыжки, повороты, различные способы
плавания, знаки, подаваемые хвостом, головой, плавниками.
2)    Язык звуков. Давайте попробуем изобразить звуки, которые издают
дельфины?» 
Педагог начинает поочередно называть звуки дельфинов, а дети
пытаются их воспроизвести: 
·       
щебет (кто щебечет?)
·       
жужжание (кто жужжит?)
·       
визги (кто визжит?)
·       
скрежет (кто издает скрежет?)
·       
щёлканье (кто щелкает?)
·       
чмоканье (кто чмокает?)
·       
скрипы (кто скрипит?)
·       
хлопки (кто хлопает?)
·       
писк (кто пищит?)
·       
рёв (кто ревет?)
·       
вопли (кто вопит?)
·       
крики (кто кричит?)
·       
кваканье (кто квакает?)
·       
свисты (кто свистит?). «А вы умеете свистеть? Посвистите. А
по-другому? Дельфины могут свистеть 32-мя способами. Как вы думаете, какими
звуками дельфины сообщают о том, что им нужна помощь? Как вы даете знать другим
людям об этом? Как вы можете догадаться о том, что кому-то нужно помочь?».
III этап
 «Наконец, дети, вы сейчас узнаете, что у
«Наконец, дети, вы сейчас узнаете, что у
дельфинов есть имена. Да-да, у каждого дельфина есть
своё имя, на которое он откликается, когда к нему обращаются сородичи. Имя даётся дельфину ещё при рождении и представляет собой
характерный свист, средняя продолжительность которого — чуть меньше одной
секунды». Детям дается задание нарисовать своего дельфина и придумать ему имя.
IV этап
«Итак, мы сегодня говорили о …?
Какие дельфины: дружелюбные или враждебные по отношению к человеку? Чем
дельфины похожи на людей? Какие виды звуков могут издавать дельфины? В чем мы
можем брать пример с дельфинов?»
Использованные
источники:
1.    
Дельфины
/ Царство животных / Перевод с англ.С.В.Чудова. – М.: ОНИКС, 2000. – С. 177.
2.    
Дельфины
и киты // Биология / Сост. С. Т. Исмаилова. – 3-е изд. – М.: «Аванта+», 1996.
Т. 2. – С. 577. – (Энциклопедия для детей).
3.    
Гризик
Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 2007.
4.    
Микляева
Н.В., Семенака С.И.: Уроки добра. Комплексная программа
социально-коммуникативного развития ребенка. ФГОС. – М.: Аркти, 2018.

